«Видел» или «Научился» — Статья о реальной отдаче от мастер-классов и семинаров

— Я знаю кунг-фу, карате, дзюдо, айкидо,
джиу-джицу, самбо, капуэро и…
еще много таких крутых слов.
(Анекдот)

Продолжаем серию статей о, казалось бы, очевидных вещах: «Ходить ли на сальсу ради похудения?», «Что делать, чтобы вас приглашали на танец?», «Как относиться к отказам в танце?» и конечно же — «О важности танцевальной базы».

Сегодня поговорим о модной нынче тенденции: считать, что посещение какого-то мастер-класса автоматически подразумевает стопроцентную отдачу.

Как научиться танцевать?

Есть много способов научиться танцевать. Кто-то смотрит ролики в интернете, кто-то закидывается легкими наркотиками и дергается в трансе, кто-то внушает себе, что уже умеет танцевать. Но те, кто хочет научиться танцевать хорошо и тем более соушал — идут на занятия (и конечно же читают статьи на нашем блоге;););).

Самая распространенная схема такова: мы посещаем регулярные занятия в своей любимой танцевальной студии, а время от времени ездим на семинары и фестивали в другие города. Также самые упорные берут индивидуальные занятия у избранных педагогов. Конечно бывают и отхождения от схемы: кто-то не выезжает из города, кто-то не ценит индивиды. А кто-то даже не может посещать регулярные занятия в своем городе (например — из-за отсутствия таковых — актуально для мелких городков).

Но суть одна — мы посещаем занятия и искренне надеемся, что от этих занятий есть толк. Порой мы надеемся так искреннее, что начинаем преувеличивать значение того или иного занятия.

Я учился у звезды

В последнее время мне все чаще приходится встречать людей, которые кичатся тем, что посетили семинары или тем более индивиды у тех или иных звезд танцола. Эти люди так горды своей причастностью к знаменитости, что начинают гордиться самим фактом обучения у кого-то из великих и популярных. Выглядит это так: «Я крут, потому что учился у таких-вот крутых!». При этом под «учился» далеко не всегда подразумевается полугодовое регулярное посещение занятий. Это запросто может быть 1 семинар или пара часов индивида.

Получается, что сам факт посещения некоторого ограниченного количества занятий у звезды танцпола подразумевает собой, что ученик взял от этого занятия достаточно много. Мне в ответ хочется плакать и смеяться одновременно. И я бы так и делал, если бы не встречал варианты похлеще.

Во время обсуждения «Ехать ли в чертову даль Посещать ли семинар какого-то преподавателя?»  некоторые товарищи на голубом глазу заявляют: «Я не пойду на этого преподавателя, я уже был на его семинаре прежде». Вот тут уже я готов взорваться: «Ты что всерьез думаешь, что взял у этого преподавателя все, чему тот мог тебя научить? Или ты думаешь, что посетив пару часов занятий у него, ты сам стал танцевать так же как он или даже лучше?»

Собственно эту статью я пишу с прагматической целью — в следующих раз при встрече с такими товарищами я не буду повторять в сотый раз свою тираду или скрипеть зубами, стараясь сдержаться, а просто дам ссылку;) Впрочем, я все чаще получают сообщения от преподавателей из других городов, которые признаются, что тоже нередко дают ссылки на некоторые статьи на этом сайте для того, чтобы не тратить свои нервы на разъяснение тех или иных вопросов. (Спасибо вам, ребята, за отклик!)

Отдача от занятий

Начнем с того, что не каждый крутой танцор является крутым преподом. Есть те, кто умеет танцевать, но совершенно ничему не может научить. Все-таки хореография и педагогика — вещи разные.

Есть еще те, кто круто танцует и лихо заряжает учеников энергией. Такие звезды могут вдохновить народ, могут «раскачать аудиторию». Но если говорить не об эмоциях, а о навыках — то вот новых навыков такие преподы почти не дают. Это не значит, что их семинары не надо посещать — наоборот — посещать их надо почаще, чтобы не не терять энтузиазм в изучении чего-то нового.

И вот наконец мы переходим к самой любимой мною категории преподавателей — к тем, кто не только здорово танцует, но и еще умеет учить этому других людей. Казалось бы — они просто созданы для того, чтобы обучать нас. Но и тут не все так гладко:

  • время занятия ограничено — преподаватель не может впихнуть в этот временной интервал все, что знает;
  • уровень в группе и программа семинара ограничивают препода в тематике разбираемого материала;
  • человеческие возможности по усвоению новой информации ограничены. За один присест мы можем «съесть и переварить» лишь некоторую порцию знаний, а все остальное проходит мимо ушей;
  • услышать что-то и использовать это в танце — вещи разные.

Теперь уже очевидно, к чему я клоню: ни за один, ни за два, ни даже за [подставь любую цифру] семинаров преподавтель не может научить всему, что знает и умеет сам. Более того, препод может передать вам знания, но не сможет передать свой опыт. Он танцевал в разных городах с большим количеством партнерш/партнеров и сформировал свой стиль. Ваш собственный опыт вам придется нарабатывать самостоятельно.

Посетив в разное время два совершенно одинаковых семинара одного и того же препода можно с удивлением извлечь из повторного посещения едва ли не больше пользы, чем от первого. А если семинары имеют разную тематику… а если препод тем временем сам вырос либо в танцевании, либо в преподавании, либо и в том и другом…

Вывод прост: отдача от занятий никогда не достигает ста процентов. Чтобы получить много знаний — нужно посещать много занятий.

Калейдоскоп, пазл или стройная теория

Разберем три утрированных примера.

Первый танцор ездил по разным фестивалям и учился у разных преподов. Он посещал занятия без особой системы. Слушал информацию и верил каждому. Его не смущало, что, порой, преподы противоречат друг другу, ведь у каждого из них свое мнение о том, каким должен быть танец. Теперь его танец похож на калейдоскоп — он состоит из красивых разноцветных стекляшек, которые складываются в причудливые узоры. Правда после каждого встряхивания узор меняется до неузнаваемости. На такого танцора приятно посмотреть, но подстроиться под его изменчивые и обрывочные знания и умения не легко.

Второй танцор также много где бывал и много чего посещал, но при этом выбирал занятия таким образом, чтобы старательно заполнять пробелы в своих знаниях. Он собирал знания, подобно деталькам пазла, и складывал из них фрагменты до тех пор, пока все изображение не сложилось. Теперь он крут в собирании пазлов танце. Но сколько сил и нервов было положено — не стоит и вспоминать.

А третий танцор все время ходил в одну и ту же студию и прошел путь от зеленого начинашки из нового набора, до «ветерана студии». Он долго и последовательно изучал ту стройную систему представлений о танце, которая есть в голове его педагога. Правда ему сложно сформировать свой стиль танца, опираясь только лишь на одно мнение и не имея знаний от других преподов. Его стиль танца напоминает не слишком точную копию педагога, и даже заикаться об индивидуальности здесь не следует. Зато этот танцор «выжал максимум» из своего препода.

Как видите, все три подхода имеют свои достоинства и свои недостатки. Для грамотного и гармоничного развития необходимо сочетать различные походы. Но я надеюсь, что эти три утрированных примера помогут понимать, какой из подходов какие результаты приносит.

Нужно помнить, что посещение одного-двух семинаров не позволяет перенять систему знаний, а лишь добавляет стекляшку в калейдоскоп. Эта стекляшка может выгодно украсить ваш танец, но на одних стекляшках далеко не уедешь — нужно «выжимать максимум» из доступных преподов в вашем городе и по возможности пытаться посещать наборы семинаров у иногородних.

В этом плане я больше люблю «викенды» и «прокачи», когда один (одна пара) преподов дает серию уроков, чем фестивали, где семинары от разных педагогов мельтешат перед глазами. Хотя опять-таки — такие фестивали дают непередаваемый заряд энергии. Так что везде свои плюсы. Осталось лишь их сочетать.

Я видел как надо, склонитесь предо мною, смерды

Самый трогательный вид заблуждений я приберег напоследок. Помимо танцоров из группы «Я крут потому, что учился у крутых», есть еще любители спорить из категории «Я видел как надо, и поэтому знаю об этом ВСЕ!»

Обычно в эту категорию попадают сальсерос, которые побывали на Кубе, бачатерос, которые побывали в Доминикане и кизомберос, которые побывали в Анголе. При этом такого танцора тролля совершенно не смущает, что из двух недель пребывания в этой стране ровно 14 дней он провел за оградой отеля, куда не пускают никого кроме вышколенного персонала и таких же туристов, а еще он один раз вырвался в местных бар за воротами отеля и даже поздоровался с кем-то из местных;)

Впрочем, для того, чтобы говорить «Я крут, потому что видел, как надо» даже не обязательно сдувать пыль с загран-паспорта, ведь можно посмотреть на крутых танцоров на фестивалях или даже на ютубе. Главное при этом делать голос поувереннее и лицо пострашнее — и все сразу же преклонятся перед вашим авторитетом;)

Погоня за звездой

Попытки проецирования лучей славы звезды-препода на тех, кто у этого препода учился хотя бы 15 минут подряд, приводят к любопытному явлению, которое я для себя называю «Погоня за звездой» — суть в том, что отдельные танцоры или даже коллективы стремятся посетить семинары самых звездных, самых крутых, при этом пренебрегая более доступными преподавателями из числа крутых, пусть и не самых крутых.

Все бы ничего, но ресурсы наши не безграничны — время, деньги, силы — все это не бесконечно и, выбирая у кого и где еще поучиться, мы вынуждены искать компромиссы. Казалось бы логичнее выбрать серию уроков у крутыша из «ТОП-100», чем один час у звезды из «ТОП-10». Но вот парадокс — все чаще вижу, как люди выбирают самых топовых только за то, что они в топе. И пускай это будет лишь пара часов — зато ведь с самым крутым!

К нам в страну все чаще приглашают преподавателей из-за рубежа, при этом несколько  в ущерб нашим местным талантам. Хотя местные ближе и доступнее, но ведь кичиться потом «Я учился у такого-то» получится громче, если имя «громкое»! Всякий раз хочется сказать: «Сотни или даже тысячи человек побывали на уроках [имя звезды], но сколько из них стали танцевать как эта звезда?»

Конечно, я не против, а только за, чтобы к нам приезжали именитые танцоры со всего света. Но хотелось бы напомнить, что использование «местных ресурсов» порой может принести больше отдачи.

Заключение

Несмотря на шутливый тон, эта статья написана не глумления ради, а для того, чтобы привлечь внимание танцующей общественности к проблеме трезвой оценки значимости тех или иных мастер-классов и семинаров, и уж тем более — просмотра роликов или наблюдения за танцорами вживую.

Просьба помнить, что за одно занятие (пускай даже и индивидуальное) вы не взяли от препода все, что он мог дать, не стали танцевать так же как он, и уж тем более вам не помешает посетить второй, третий, десятый урок от того же педагога.

Да и напоследок — если человек откровенно плохо танцует, его не будут приглашать невзирая на самый длинный список звездных имен тех преподавателей, которым не посчастливилось работать с таким учеником, который теперь свою недоученность прикрывает звездными именами, выступая тем самым в роли антирекламы для своих учителей.

Гордиться нужно не тем, у кого учились, а тем, чему научились.

На сим раскланиваюсь, желаю всем читателям продуктивных занятий, отличных танцев и прочих жизненных удовольствий;)

Донат, специально для
www.Salsa-Tagano.ru

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

«Видел» или «Научился» — Статья о реальной отдаче от мастер-классов и семинаров: 4 комментария

  1. Уведомление: Типичные ошибки в кизомбе | Salsa-Tagano.ru

  2. Уведомление: Старательный Учитель и Мастер | Salsa-Tagano.ru

  3. Уведомление: Танцевать с преподавателем или с человеком? | Salsa-Tagano.ru

  4. Уведомление: Танец для галочки | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*