Развиваем любовь к музыке

musicРасписания всевозможных мастер-классов и фестивалей пестрят уроками по «музыкальности». Под этим термином обычно понимают умение танцем обыгрывать музыку. Ну или хотя бы примерно представлять особенности ритма и мелодии того или иного музыкального направления.

В своих статьях я уже неоднократно жаловался на то, что все посещенные мною семинары по музыкальности переливают из пустого в порожнее повторяют одни и те же теоретические знания. К тому же нередко можно встретить весьма сомнительные по своей эффективности демонстрации заранее заготовленных связок, подходящих под строго определенный трек. Повторюсь в который раз, на мой взгляд, такие семинары «лучше, чем ничего», но все же отечественной танцевальной тусовке не хватает какой-то супер-методики по обучению музыкальности, КПД которой был бы выше, чем у парового двигателя.

На тех занятиях, которые я провожу в таганрогской танцевальной студии Carino Mio я уделяю музыкальности много внимания. И в сегодняшней статье я собираюсь поделиться с вами одним из аспектов этой моей работы. А именно тем, как я развивал любовь к музыке у себя и у своих учеников. (Вопросы музыкальности танцевания здесь рассматриваться не будут.)

В качестве примера я буду рассматривать свои занятия по кизомбе. Просто потому, что кизомбой я увлечен больше (на данный момент). Однако схожие принципы используются у нас в студии и для других парных направлений: сальса и бачата.

Музыка — это не только ритм

Парадокс — многие танцоры не любят музыку. Не то, чтобы они просили диджея сделать звук на вечеринке тише. Нет, просто к музыкальным композициям порой относятся исключительно как к ударам метронома, отмеряющего ритм.

— Чего вы ко мне пристали со своей музыкальностью? — возмущаются такие горе-танцоры, — я ведь левой ногой попадаю на «раз»! Чего еще надо?!

Я уж молчу про тех, кто даже в ритм попадать не особенно старается, а использует музыку исключительно как шумовой фон для своих судорожных подергиваний.

Конечно, я здесь написал несколько утрированно. Однако спросите любую мало-мальски опытную партнершу, и она наверняка пожалуется на обилие тех, кто музыку «не слышит» и «не слушает».

Танцоры мужского пола жаловаться на эту тему будут реже хотя бы потому, что в своей паре сами отвечают за музыку. А вот девушкам приходится подстраиваться под носителя оттоптанного дюжиной медведей ушей.

Но для хорошего танца нужно не только «попадать ногой на раз», но и попадать на два, три и так далее (нередко можно видеть тех, кто «синхронизируется с ритмом музыки» только в начале такта или музыкальной фразы, а потом постепенно сползает с него). Более того, музыка — это не только ритм, но еще и мелодия. Разные инструменты, вокал. И куча всего, что тоже звучит и тоже требует своего хотя бы смутного отражения в танце.

Я долго искал способ, с помощью которого можно легко и непринужденно привить музыкальность учеником. И, признаюсь, до сих пор продолжаю свои поиски. Но кое-какие подвижки есть. Первое, что я требую от начинающих танцоров: «Слушайте музыку! Слушайте ее больше и чаще»

Суть проблемы: танцоры, которые не любят слушать музыку

Многие ребята и девчата приходят на танцы, чтобы танцевать. И выбор танцевального направления происходит чисто визуально «нравится ли, как двигаются пары», а порой и вообще рандомно: расписание удобное, друзья сюда ходят и т.п.

Так, мне приходится встречать сальсеро, которые не фанатеют и не понимают латиноамериканскую музыку. И еще чаще приходится встречать тех, кто пришел на кизомбу, хотя ни разу до этого музыку-кизомбу не слышал. Вообще-то в этом нет ничего плохого. Не важно, каким путем человек пришел в танцы. Главное, чтобы придя в танцы, он музыку полюбил. Иначе танцевать под нее будет пресно и скучно.

Я не могу поверить, что можно станцевать класный танец под музыку, которая тебе не нравится, или тем более вызывает отвращение. Я также не верю, что можно хорошо чувствовать треки малознакомого тебе жанра. Поэтому я уверен, что тот, кто хочет развиваться в каком-то танцевальном направлении, будь то кизомба, сальса, бачата или что-то еще, просто таки обязан слушать музыку этого направления много и часто.

Преподы в ответе за своих учеников

Признаюсь честно, когда я только начинал преподавать, у меня были заготовлены тщательно рассортированные по папочкам подборки терков, которые «идеально подходят для занятия». Там были мелодии, в которых новичку легко услышать и не потерять ритм. В разных папках хранились композиции с различной скоростью.

Те мои подборки лежат у меня до сих пор. И, время от времени, я сдуваю с них пыль, когда приходится заниматься с ну совсем уж зелеными новичками. Однако со временем я понял, что такой подход вредит ученикам среднего и более высоких уровней.

Если на занятиях звучат одни и те же треки, какими бы хорошими они не были, то для учеников это плохо. Они привыкают к одному и тому же, используют ритм и заученные наизусть мелодии. Но у них не развивается любовь к свежим и классным трекам, и самое главное — у них не развивается «музыкальная интуиция» — та способность, благодаря которой хороший танцор может обыгрывать даже незнакомую мелодию.

Крутые танцоры часто жалуются на новичков, мол те не слушают музыку, одинаково танцуют под различные композиции. Не отличают настроения, эмоций треков. ИМХО — в этом во многом виноваты учителя, которые ставят из занятия в занятие один и тот же компакт-диск.

Привить любовь к музыке

Когда вышеуказанные мысли посетиле меня, я поставил перед собой цель: «Привить ученикам любовь к музыке». Так как мое сердце сейчас увлечено кизомбой, то эксперименты начал с кизомбы. (Сальсу я тоже люблю. И бачату тоже, но бывает что в тот или иной период жизни какое-то направление завладевает тобой в большей степени).

На занятиях по кизомбе я стал громко и вслух обсуждать те или иные треки. Вскоре ученики тоже стали выделять «любимые» и «не очень» треки из числа тех, что нам всем были привычны. Теперь музыка стала для них нас разной. Не просто ритм с разной скоростью. А разные истории, которые по-разному отзываются в душе. Это был даже не первый шаг, а лишь взгляд в нужную сторону.

Начни с себя

Я отложил в сторону привычные музыкальные подборки и принялся составлять новые из тех треков, которые мне бы понравились, но прежде на занятиях не звучали. И тут же я столкнулся с первой проблемой: я сам так привык к «старым добрым трекам», что теперь только они казались мне «самыми самыми».

Тогда я призвал на помощь свою напарницу Сашу Бельцеву: «Составь подборку треков по кизомбе», — попросил ее я, не поясняя своих целей. Однако, сравнив свою и ее подборки я нашел более 50% пересечений — одни и те же треки. Сказывалось то, что оба мы начинали учиться у Ромарика с Леной, и треки с их занятий казались нам «первыми и лучшими». А также сыграло свою роль то, что Саша тоже все это время заслушивала те композиции, что играли на наших занятиях.

В общем, подборка треков чуть расширилась, но я на этом не остановился.

Я стал мониторить кизомба-сообщества в соц.сети ВК на тему новых композиций. Прослушал килотонны всевозможного дерьма невыразительного барахла и насобирал по крупицам новую подборку, в которой не было ни одного старого трека.

Первая реакция

Когда я начал ставить на занятиях новые треки (не все они были новыми по дате выхода в свет. Большинство были лишь «новыми для нас»), то первая реакция навевала мысль о летящих в тебя гнилых помидорах. Народ просил «поставь старые добрые треки» и совершенно не ценил новьё.

Мне приходилось испытывать почти осязаемое давление со стороны учеников, которых новые подборки совершенно не перли. Порой я сдавался и под конец занятия ставил заезженные хиты.

Тогда я бросил вызов: «Хотите клевых треков? Найдите их мне и я поставлю их на занятии«.

Совместная работа

С тех пор мои ученики взяли в моду присылать мне понравившиеся им композиции. Правда не надо думать, что новые треки посыпались на меня со всех сторон. Большинство по прежнему ленилось искать новую музыку и выбирало лишь из тех подборок, которые я сам им давал. Но все же нет-нет да и приходили новинки.

Параллельно я старался общаться со своими кизомба-друзьями из других городов и обмениваться прущими треками.

Не хочу обидеть других своих учеников, но особенно выделю двоих: Сашу Сычева и Таню Москалюк — эти ребята взялись за составление музыкальных подборок всерьез. Сычев регулярно находил клевые бачаты, а Таня завалила меня таким количеством кизомбы, что я не всегда успевал все это прослушать хотя бы по одному разу.

Новые хитовые подборки

С тех пор я взял себе в привычку обновлять плей-лист едва ли не перед каждым занятием. В какой-то мере мне даже помог тот факт, что в силу жизненных обстоятельств я на некоторое время отошел от преподавания сальсы и бачаты и сконцентрировался на одном направлении — кизомбе. Те месяцы сильно продвинули группу по кизомбе в нашей студии. Танцоры росли прямо на глазах. Каждое пропущенное кем-либо занятие сразу же становилось заметно. А в моей плей-листе софрмировалась новая подборка хитов.

Среди этих треков не было ни одного «старого» — то есть того, который бы я ставил в начале развития группы. Все они были для нас свежими. А многие вышли в свет лишь совсем недавно. К этому времени страницы Марселя, Магалинской и DJ Katrin были нами выучены наизусть.

Я радовался, как ребенок — еще бы — ведь теперь, когда я включал новый трек на занятии, на лицах учеников ожидание сменялось какой-то яркой эмоцией. Кто-то радовался любимому, кто-то кривился нелюбимому. Кто-то удивлялся свежему.

Теперь каждый трек вызывал у ребят набор эмоций. Именно то, что и нужно для танцевания в музыку — эмоции. И эти эмоции можно выражать не только мимикой лица, но и характером танцевальных движений.

В какой-то момент я заметил, что у меня снова образовались подборки «лучшего» и эти подборки снова затираются до дыр. В который раз я обратился к ученикам. Таня и Саша принесли мне свои подборки, за что я прозвал их DJ Sy4OFF и DJ Moska’Looke;)

Теперь нередко на наших занятиях следующий трек для танцев (но не для разбора фигур) выбирает кто-то из учеников.

К чему это привело

И мои ученики и я сам стали лучше разбираться в кизомбе-музыке. Чем больше треков мы слушали, тем богаче становилось наше представление об этом музыкальном жанре. Теперь мне не приходится напоминать «танцуйте в музыку» хотя бы потому, что музыка вызывает эмоции, и эти эмоции просятся наружу в танце.

Конечно о том, как танцем выражать музыку можно написать отдельную статью (а когда-то я даже собирался делать видеоролик на эту тему)… но сейчас речь не о танце, а о музыке для танцора.

Признаюсь, я научился любить те треки, которые раньше не заинтересовали бы меня. Научился любить как «розовые сопли» так и «прущие» и даже «обычные» композиции.

Сейчас я могу поставить на занятии полностью новую подборку, и это вызовет скорее интерес (если я не накачаю откровенного шлака) чем возмущение.

Tarraxinha

Когда мы в студии всерьез взялись за изучение подраздела кизомбы под названием Tarraxinha, то столкнулись с тем, что в сети не было нами найдено единого хранилища таращинья-треков. Тогда мы сделали группу в соц.сети, куда стали сами выкладывать и друзей просить.

Я активно добавлял в администраторы всех тех, кто хочет и может добавлять тараща-треки. Так что если вы хотите принять участие в жизни сообщества — обращайтесь.

Новая группа по кизомбе

В апреле 2014 у нас состоялся набор новой группы по кизомбе. И вот какой прикол — те треки, которые звучали у нас на занятии весной и в начале лета — для них стали привычными. А когда я недавно сдул пыль со своих старых подборок, то как раз-таки старье показалось им вновинку.

Теперь я разрываюсь между желанием знакомить аудиторию с новыми песнями и желанием знакомить новичков со старыми, проверенными временем, хитами.

Ремарка

Недавно мне довелось общаться с одним сальса-преподом, который признался мне:

— Я свою подборку сальсы и бачаты пять лет не менял.

Поначалу я ужаснулся! Как? Как можно ставить и слушать из занятия в занятие одни и те же треки пять лет подряд? И как же бедные ученики будут развиваться в музыкальном плане, если их познания ограничены несколькими десятками композиций?

Но потом я чуть успокоился. Во-первых еще год назад я сам использовал музыкальные подборки подолгу и обновлял их неохотно. Во-вторых я твердо решил написать эту статью (хотя и откладывал написание в долгий ящик после того разговора еще пару месяцев) и надеяться, что эта статья кому-нибудь поможет.

Заключение

В заключении я бы хотел призвать всех танцоров больше внимания уделять музыке, под которую мы танцуем. Не только танцевать под нее, но и слушать: в машине, в общественном транспорте, в вездесущих очередях.

Любите музыку. Расширяйте свою музыкальную осведомленность. Слушайте новые треки и находите старые и давно (порой незаслуженно) забытые. Слушайте музыку смежных направлений.

Конечно, я не думаю, что каждому танцору нужно разбираться в музыке так же, как диджею или тем более музыканту. Но все же — чем больше разного мы слушаем, тем богаче потом танцуем.

И, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем диджеям и не диджеям, которые находят клевые треки и выкладывают их в общий доступ. Уж не знаю, как это все выглядит с позиции копирайта, но с позиции танцора — просто класс!

Донат, специально для
www.Salsa-Tagano.ru

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Развиваем любовь к музыке: 5 комментариев

  1. Донат, отличная статья, спасибо! Сам вот тоже пришел к таким же выводам, которые ты озвучиваешь в этой статье.

  2. Уведомление: Полтора года преподавания кизомбы: промежуточные итоги | Salsa-Tagano.ru

  3. Уведомление: Самые популярные статьи за последний год | Salsa-Tagano.ru

  4. «Я уж молчу про тех, кто даже в ритм попадать не особенно старается, а использует музыку исключительно как шумовой фон для своих судорожных подергиваний.»

    Боюсь это как раз про меня. Точнее пытаюсь подстроиться, но кизомба в плане музыки для меня очень сложна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*