Особенности проведения индивидуальных занятий по кизомбе

Существуют разные способы изучения танцев. Можно заниматься в группе, можно ездить по фестивалям, можно брать индивидуальные уроки. На мой взгляд, самая продуктивная стратегия заключается в умелом сочетании всех этих подходов. Вот только о групповых занятиях и фестивалях написано много, а вопросы проведения индивидуальных занятий до сих пор оставались «за кадром».

Мне до сих пор приходят благодарственные письма от тех преподавателей, которым помогли мои отчеты о моих первых шагах на ниве преподавания кизомбы. Мой опыт, мои находки и мои ошибки, откровенно опубликованные на страницах этого блога, многим сослужили службу. Некоторые даже сетуют на то, что я обленился и перестал писать отчеты о занятиях по кизомбе в студии Carino Mio. Пора снова браться за перо клавиатуру.

В последнее время все чаще танцоры обращаются ко мне за индивидуальными занятиями. Дошло даже до визитов из других городов! В этой статье я решил поделиться своим опытом проведения индивидуальных занятий. И пускай мои читатели из числа преподов возьмут лучшее и не наступят на те грабли, на которые наступал я.

Также хочется надеяться, что эта статья будет интересна не только кизомба-преподам, но и хореографам других направлений.

Сравнение индивидуальных занятий с регулярными занятиями и мастер-классами

Прежде всего следует признаться самому себе в том, что индивид отличается от регулярного занятия или мастер-класса. И те заготовки и решения, которые имеются по этим двум направлениям здесь не применить без адаптации.

Во время регулярных занятий препод держит в голове (а порой и на бумаге) программу занятий. Прикидывает последовательность изучения материала и выдает его «от простого к сложному» с такой скоростью, чтобы материал схватывала большая часть группы. Конечно, хороший препод стремится к тому, чтобы никто из группы не допускал косяков, но если где-то кто-то что-то взял не идеально, то это не повод тормозить всю группу.

Так что регулярные занятия отличаются последовательностью и ориентированием на большинство.

При проведении мастер-классов преподаватель старается за короткий интервал времени выдать посетителям как можно больше знаний. Этакий концентрат навыков. Тут нет времени на отработку, поэтому препод старается объяснить так, чтобы люди смогли потом отработать материал в качестве домашнего задания. Он не несет ответственность за то, что кто-то это домашнее задание делать не будет, а кто-то будет, но не так, как надо. Задача препода — засыпать в головы концентрат знаний и проследить, чтобы концентрат был должного качества. А уж кто как будет его разбавлять («Просто добавь воды» — для олдскулеров) — не его забота.

А вот к индивидам танцоры прибегают обычно не для того, чтобы взорвать себе мозг кучей информации, как на мастер-классе, и не для того, чтобы ходить на индивиды 3 раза в неделю на протяжении месяцев или лет — слишком дорого выходит. Обычно за индивидами обращаются для того, чтобы исправить те ошибки, которые остались после занятий в группе или на мастерсах, чтобы улучшить свой танец, приблизить его к идеалу (если вообще можно говорить об идеале в танце — где, как и во всяком искусстве, нет пределов совершенству).

Итог нашего рассуждения:

  • подача материала на индивиде может быть не последовательной — преподу стоит обращать внимания на пробелы, и не стоит тратить время на то, что ученик уже знает;
  • занятия не отличаются регулярностью — ученик может взять всего несколько индивидов и уехать, к тому же интервалы между индивидами могут быть как слишком маленькие (два раза за викенд) так и слишком большие — по месяцу и более;
  • во время индивида нужно балансировать между концентрированностью подачи материала и подробностью проработки слабых мест ученика.

Индивидуальность индивидуального занятия

Да простят мне читатели тавтологию в подзаголовке, но я бы хотел подчеркнуть что название «индивидуальное занятие» не даром содержит слово «индивидуальное».

К примеру, если в праздничные дни на регулярное занятие пришло всего несколько человек — это все равно групповое занятие. И пускай в маленькой группе вы можете каждому уделить массу внимания, но занятие по прежнему групповое, изложение материала последовательное, времени на отработку отводится так много, чтобы большинство (а в малой группе — все) успели отработать материал.

Но индивид — с одним учеником или с парой — это всегда личная работа. Нужно прорабатывать пробелы в знаниях и умениях конкретного человека, а не бодро топать по отработанной в группе методике.

По моему опыту — подготовиться заранее к индивиду гораздо сложнее, чем к групповому занятию. Особенно, если индивид берет человек не из числа твоих подопечных. Значительную часть работы приходится координировать на месте, а не продумывать заранее.

А где же эти пробелы?

Когда за индивидом обращается человек из твоей группы, то работать легко — ты хорошо знаешь все слабые места в его танце и уже не раз говорил ему о них. За индивидом человек обратился лишь потому, что сам исправить замечания не смог.

Другое дело, когда за помощью обращается танцор, который не был «на виду» длительное время — гость из другого города или злостный прогульщик, который не хочет топать в младшую группу и начинать все с начала, а хочет снова присоединиться к продвинутой группе. В этом случае нужно на лету определиться с тем, в чем именно проблема этого ученика.

Маленькая подсказка, или, как модно сейчас говорить «лайфхак» — в 90% случаев проблемы в базе. Сколько бы мы — преподы — не твердили о значимости базы в танце, ученики осознанно или неосознанно стремятся поскорее нахвататься фишек, а уже потом замечают: «Я делаю те же фигуры что и [имя звезды], но выгляжу как идиот начинашка».

А вот когда к вам приходит человек с хорошей танцевальной базой, то тут стоит поломать голову: «Чего с ним не так?» Конечно, можно давать фигуры, коих миллиард, но их ученик мог бы получить и на основных занятиях и на фестивалях. Более того, ИМХО человек с хорошей танцевальной базой может учить фигуры по видюшкам (за что людей без базы стоит выгонять с танцпола). Так что провести индивид с пользой для опытного танцора — задача не из легких. Но об этом позже.

Не все знают, чего хотят

Проще всего было бы спросить:

— Дружище, а чего ты хочешь от этого индивида?

Но вот беда, далеко не каждый танцор знает, чего хочет. Кто-то ответит расплывчато: «Хочу научиться танцевать кизомбу лучше», а кто-то поведет вас по ложному следу: «Хочу выучить вот эту фигуру, которая у меня почему-то не получается». И вот вы такой с облегчением вздохнули: «Теперь понятно, чем будем заниматься», начинаете разбирать эту фигуру и понимаете… что проблема в базе. Или еще в чем-то. Но не в самой фигуре. Ведь если бы у человека была хорошая база и понимание всех основополагающих принципов кизомбы, то вряд ли бы какая-то отдельно взятая фигура смогла стать непреодолимым барьером. Копать нужно глубже.

Конечно, не исключены случаи, когда ученик сам твердо знает, чего хочет от своего танца и этого конкретного занятия. Но сильно надеяться на это не стоит.

Хит-парад тем индивидов

Данный список составлен по личному скромному опыту, его можно дополнить и некоторые пункты поменять местами, все же постараюсь от распространенного к редко встречающемуся разобрать тематику индивидов:

  • База (новички, прогульщики)
  • Зажатость — человек вроде бы понимает механику движений, но получается коряво и хочет научиться делать все легко и непринужденно.
  • Взаимодействие в паре — партнеров не все понимают, девочки не всех понимают. Проблема может быть в том, что кто-то слишком долго танцевал только с ограниченным числом лиц «своей группы» и теперь с ужасом обнаружил, что не понимает людей из других студий, городов и стран.
  • Мелкие пробелы в знаниях — редко, но бывает что какая-то тема проходит мимо ушей даже самого внимательного и старательного.
  • Музыкальность
  • Желание расширить свой «активный запас фигур»

Коммерция и или педагогика

Анекдот: сын врача закончил медицинский и получил диплом. Приходит к отцу и хвастается:
— Папа, я за день вылечил того пациента, которого ты не мог вылечить шесть лет!»
— Идиот! Этот пациент шесть лет оплачивал твое образование и мог бы еще оплатить твою аспирантуру!

Конечно же каждому преподу хочется, что бы к нему на индивид приходили снова и снова. И дело тут не только в деньгах, как можно было подумать из подзаголовка и эпиграфа, но и в том, что каждый следующий индивид как бы по умолчанию хвалит препода: значит предыдущий урок ученику понравился.

И все же я сторонник того, чтобы не растягивать индивиды на бесконечную серию. Ученику гораздо полезнее (и дешевле) регулярно заниматься в группе, где он может танцевать с разными, пусть и не самыми опытными, людьми, чем посещать раз от раза индивиды. Конечно оптимальный режим — сочетание индивидов и регулярных занятий, но об этом чуть позже.

Один из верных способов понравиться ученику и пристрастить его к индивидам — идти у него на поводу. Спрашивать: «Чего ты хочешь? Вот эту фигуру? ОК» и целое занятие долбить одну фигуру. А на следующее занятие — следующую. Можно было бы «вылечить» пару ошибок в базе и отпустить человека с миром в большой кизомбический мир, но ведь так прикольно смотреть, как он радуется, что после долгих и упорных трудов осилил целую одну (!) фигуру! Ученик доволен и коммерческая жилка препода удовлетворена. Но.

Мне кажется, что хороший препод должен стараться выжимать максимальную производительность из доверенных ему занятий. И тогда, быть может, люди будут обращаться к нему снова и снова. В конце концов «сарафанное радио» среди учеников никто не отменял;)

Сочетать индивидуальные и групповые занятия

Нередко мне приходится наблюдать, как кизомбисты, посетившие пару фестивалей и взявшие несколько индивидуальных занятий у звезд танцпола, начинают считать себя крутыми танцорами вопреки здравому смыслу. Я не отрицаю гипотетической возможности существования самородков, которым хватит и малого, чтобы стать прекрасными танцорами, но для большинства людей пары взрывов мозга и обилия влитой в голову информации еще не достаточно для того, чтобы всему научиться.

Какие бы именитые преподаватели не передавали ученикам свои знания, свой опыт они ученикам передать не могут. А очень многое в танце нужно прочувствовать на собственной шкуре. И прочувствовать с разными партнерами/партнершами. И если какие-то финты у вас получаются только со звездами танцпола, то возможно дело не в том, что остальные плохо танцуют, а в том, что вы сам паршиво ведете, и только гипер-чуткие партнерши вас понимают;)

К чему я это веду? Да к тому, что фестивали и индивидуальные занятия по своей природе не могут дать человеку тех навыков, которые дают регулярные занятия в группе. На фестивале в головы закачивается концентрат знаний, на индивидах идет работа над ошибками и проработка материала, но нет набора «разных партнеров». Вечеринки дают опыт танцевания, но не дают работу.

И только на регулярных занятия в группе собирается некоторый коллектив людей, который хочет не просто танцевать и слушать, но еще и работать над своим танцем и помогать в этой работе своим партнерам.

В нашей студии мы говорим ученикам, что каждый из них должен «натоптать определенный километраж основных шагов» прежде, чем всерьез браться за изучение сложных штук. Посмотрите на выпускника автошколы — вот он получил заветные «права» и официально стал водителем. Но сразу ли вы спешите давать ему на выходные ключи от своего авто? Боюсь что не сразу. Так и в танце — посещение нескольких уроков и запоминание того, где и куда надо наступать, еще не дает той легкости, уверенности и автоматической правильности, которую дает опыт.

Для того, чтобы ездить на работу каждый день, нужно нажимать нужные педали и кнопки не задумываясь. Опытный водитель не думает, когда куда нажимать, он лишь выбирает маршрут, по которому двигаться. Так и танцор должен довести до автоматизма выполнение основных элементов, чтобы затем заботиться только об общем рисунке танца.

Поэтому я рекомендую всем, кто обращается ко мне за индивидами по кизомбе, не ограничиваться только индивидами, а сочетать их с работой на регулярных занятиях (пускать и в другом городе), где есть возможность отработать те знания, которые были получены на индивиде.

И не стоит удивляться, что я с некоторым скепсисом и плохо скрываемым подозрением отношусь к тем, кто бьет себя кулаком в грудь, вывешивая на всеобщее обозрение список посещенных фестивалей и индивидов, но никогда не занимался ни в одной регулярной группе. Странно это все. Хотя не исключает возможности успеха.

Что делать с опытными?

Итак, случилось «страшное» — к вам на индивид пришел человек, который знает как и куда ходить, как переносить вес, как взаимодействовать в паре, как обыгрывать музыку, как разнообразить танец. Короче говоря, он знает и умеет все то, что вы из раза в раз привыкли толдычить  в каждом новом наборе. Но он тоже хочет улучшить свой танец. И вам нужно решить — что сделать, чтобы такому опытному и умелому ученику через полтора часа танцевалось лучше.

Вряд ли в этом случае есть универсальный совет. Но я стараюсь действовать так — найти недочеты. Тут уже вряд ли уместно говорить об ошибках. Речь всего лишь о тех моментах, которые делают танец не столь классным, сколько он мог бы быть. Можно было бы сразу приступить к отшлифовыванию найденных шероховатостей, но я стараюсь пойти дальше — обобщить найденные недочеты и выделить какую-то закономерность. Именно она, если она найдена, подскажет куда нужно бросать все силы.

Приведу пример. Буквально на днях ко мне обратилась девочка с очень хорошей тацневальной базой и разнообразным танцевальным опытом. Она делала правильно все те вещи, которыми я привык заниматься на индивидах с другими людьми, но в танце иногда напрягалась. Я попытался найти ту тему, которую она упустила в своем кизомба-образовании (которое происходило не у меня на глазах, что усложняло задачу), и не мог сообразить, что же именно ей не удается, так как моменты застопоривания происходили в фигурах, не связанных единой тематикой.

Напряженность проявлялась то тут, то там совершенно беспорядочно. И только спустя несколько треков я понял в чем дело — ее пугали незнакомые ей фигуры. Благодаря хорошей подготовке и богатому танцевальному опыту, незнакомых для нее фигур было не так уж много, но они были. Выявив такую закономерность, мы стали работать над теми принципами, которые позволяют партнерше понимать партнера даже если конкретная фигура ей не встречалась прежде.

Еще одной проблемой опытных учеников является терминология. Если начинашка с легкостью усваивает привычную для вас терминологию, то вот опытный танцор каждый раз дергается, когда вы называете фигуры или явления не теми словами, к которыми он привык. К счастью, этот синдром бесследно исчезает со временем — чем больше преподов в послужном списке кизомбиста, тем больше названий для одни и тех же штук он слышал и уже давно перестал настаивать на правильности своего любимого варианта.

Порой различия в терминологии могут приводить к недопониманию. Некоторые термины в разных школах обозначают разные фигуры. Надо быть бдительным, чтобы не допустить неверного толкования.

Как облегчить себе жизнь и неизвестным учеником

Когда за помощью обращается незнакомый вам человек, провести хороший индивид бывает сложно. Можно потратить половину времени только на поиск ошибок и их систематизацию, хотя это же время было бы полезно потратить на их исправление.

Можно заметно облегчить себе жизнь, если изучить ученика заранее. Круто, если у вас есть возможность присмотреться к нему на ближайшей вечеринке. В конце концов — попросите прислать видеозапись его танца. И пускай это будет мутное перевернутое видео с телефона с ужасным звуком — это все равно лучше, чем неизвестность;)

Если ни видео, ни вечеринок не было, то начните танцевать, двигаясь от простого к сложному и отмечая про себя те моменты, в которых наблюдались «затыки». Учтите, что первый танец двух незнакомых прежде людей может выйти «комом» независимо от мастерства.

Индивиды: тяжелая работа

Может показаться, что проведение индивидов — легкая работа. Но так может думать только тот, кто никогда их не проводил. Во-первых это тяжело физически: вы не можете включить музыку и сказать «отрабатывайте», вы все время танцуете и работаете с учеником. Во-вторых это сложно в интеллектуальном плане — нужно в сжатые сроки оценить возможности и пробелы ученика, составить на ходу подходящую для него программу занятия, провести ее, следить за тем, чтобы ученик не терял нить рассуждений. Разобраться с различиями в терминологии.

Индивид — тяжелая работа не только для препода, но и для ученика. Поэтому если вас просят о трех-четырех часа индивидов, переспросите: «А вы уверены?» И если ученик поклянется, что сдюжит, поберегите себя и вместите в расписание хотя бы небольшой перерыв.

На мой взгляд оптимальное занятие длится от 1 час 15 минут до 1.5 часов. Два часа — удел опытных и выносливых. Более двух часов подряд не стоит и пытаться — последние часы будут потрачены впустую — мозг ученика будет хуже воспринимать информацию. Если нужно провести длительный индивид — надо его разбивать на части. Переменки — как в школе.

Заключение

Подводя итог своим многословным рассуждениям, хочу отметить, что индивидуальные занятия — штука сложная и тяжелая как для преподов, так и для учеников. Но при правильном применении, этот инструмент дает потрясающие результаты. Главное — не зацикливаться  на одних только индивидах, успешно сочетая их с регулярными занятиями в группе и поездками на фестивали.

Эта статья по большей части написана «преподом для преподов», но я надеюсь, что ее прочтение не будет бесполезной тратой времени и для учеников. Кстати, быть может для учеников это было секретом, но чаще всего индивиды у одних преподов берут другие преподы;) Да, да, преподы тоже берут индивиды. Во-первых преподающие кизомбисты побольше других заинтересованы в росте своего танцевального мастерства, во-вторых они не жалеют на это денег и в-третьих — всегда критично оценивают свое танцевание и находят кучу недочетов, с которыми нормальные люди давно бы смирились, или же даже не заметили.

Ах да, еще не все преподы готовы встать в один ряд с учениками на мастер-классах других преподов, чтобы не выглядеть нелепо или неуверенно. Впрочем, мастера кизомбы никогда не стесняются того, что сами продолжают учиться и совершенствоваться и с удовольствием ходят на мастерсы друг к другу, если позволяет время и остаются силы;)

PS Если эта статья оказалась полезной для вас переведите пять долларов на счет напишите и опубликуйте свою статью, которая окажется полезной другим;)

PPS А если вы ожидали в конце статьи увидеть телефонный номер и призыв записываться на индивиды, то идите к лешему, я и так устал пока писал статью вы ошиблись;) А вот ваши замечания, дополнения и аргументированную критику я бы с удовольствием почитал в комментариях.

Донат, специально для
www.Salsa-Tagano.ru

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Особенности проведения индивидуальных занятий по кизомбе: 2 комментария

  1. Уведомление: “Видел” или “Научился” – Статья о реальной отдаче от мастер-классов и семинаров | Salsa-Tagano.ru

  2. Уведомление: Соушал в Пятигорске | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*