Отчет о первом открытом уроке по кизомбе в Таганроге

Вчерашний день – 27 апреля 2013 года – знаменателен для Таганрогских любителей кизомбы. Наконец-таки состоялся первый полнометражный урок по кизомбе в нашем любимом городе! И судя по тому, как все прошло – далеко не последний.

Впервые в Таганроге Кизомба

Carino Mio dance studio

Этот отчет будет сильно отличаться от моих предыдущих отчетов с занятии по кизомбе. Дело в том, что теперь я выступал не в роли ученика, а в роли преподавателя кизомбы, и эта новая и ответственная роль не на шутку меня взволновала.

Занятие мы проводили вдвоем с руководителем студии Carino Mio Александрой Бельцевой, но отчет я буду писать только от своего имени. И если Саша захочет поделиться своими собственными впечатлениями, ей придется писать свой отчет. Не сердитесь на меня за эту вольность, а согласитесь что писать за другого человека, пусть и полноправного напарника – дело чреватое недоразумениями.

Подготовка к преподаванию кизомбы в Таганроге

Мысль о том, что кизомбу нужно развивать у себя дома возникла у меня тогда же, когда я влюбился в этот танец, впервые попробовав его в стенах ростовского клуба РеSпублика. К осени план созрел окончательно и я посвятил в него своего учителя и друга – Ромарика Нзомвита. Ромарик всегда за любой кипишь, если это поспособствует распространению кизомбы. Он поддержал меня и в дальнейшем стал много чего рассказывать полезного не только для танцора, но и для преподавателя. Ведь не секрет, что одного умения танцевать вовсе недостаточно, чтобы учить этому людей.

Чуть позже я признался в хитром плане второму своему учителю – Елена Карюковой. Ромарик и Лена – «черное и белое ростовской кизомбы» — они такие разные, и так удачно дополняют друг друга. В ростовских, а позже и московских кафешках, я выспрашивал у них советы и заручался поддержкой. Было решено, что первый в городе Таганроге урок по кизомбе Ромарик с Леной проведут сами. А мы с Сашей подхватим эстафету своих учителей и продолжим начатое.

Но вот незадача, за последние несколько месяцев о педагогических и кизомбических талантах Карюковой и Нзомвита узнало слишком много людей. Их теперь постоянно приглашают в разные города для проведения мастер-классов, и мне совесть не позволяла уплотнять и без того напряженный график моих друзей. Тем более, что дата первого урока самоназначилась неожиданно для нас самих. А было это так:

Мы с Сашей решили сделать «В Контакте» группу или «встречу», где бы могли общаться те таганрожцы, кому небезразлична кизомба. Постить туда красивые видео, хорошие треки и различные тематические новости. Так и сделали. Какое-то время группа была закрытой – мы наполняли ее контентом. А потом открыли доступ. В комментариях сразу заговорили о первом уроке. Это мы – наивные – хотели объявить о первом уроке за три месяца. Ребята решили что случайно выбранная нами для «встречи» дата – 27 апреля – это ни что иное, как дата первого занятия. А мы, почесав затылки и оценив количество откликов, решили делать вид, что так и было задумано. Встречу временно переименовали и стали в ускоренном темпе готовить программу занятий.

С программой я вообще заморачивался конкретно: пытался на словах сформулировать те темы, которые необходимо разобрать на занятиях и выяснить, изучение каких тем требуется для изучения остальных. Медленно, но верно, в моей голове (и в файлике MS Word) сформировалась последовательность обучения.

Следуя доброй традиции кизомба-фестивалей, я разбил обучение на три (довольно условные) уровня сложности:

  • Начинающие
  • Продолжающие
  • Продвинутые

И если тематики занятий для последних двух ступеней выстроить в логической последовательности не так уж и сложно, то вот с первым уровнем пришлось повозиться. За что ни возьмись – требуется хотя бы общее представление о соседней теме. Так с чего же начать?

Вспоминая дебаты на лекциях для преподавателей «Кизомба-Нашествия», я старался предусмотреть два случая:

  • большинство учеников уже имеют опыт парных танцев
  • большинство учеников впервые начинают танцевать.

Очевидно, что во втором случае мне пришлось бы больше внимания уделять общим для всех танцев моментам, а в первом – концентрироваться только на специфических для кизомбы моментах, а также проводить аналогии с другими танцами.

Завершив работу над «программой», я отправил ее Ромарику. Как и следовало ожидать, больше всего замечаний было по первой части. Я тот же час внес коррективы. Уверен, что это далеко не последнее редактирование «программы». Не даром в Ростове обучение каждой следующей группы по кизомбе отличается от предыдущей.

Чем ближе урок – тем больше волнений. Не раз я ловил себя на том, что продумываю занятие в два часа ночи или отрабатываю «кач», укачивая ребенка. Не раз я пытался узнать секрет борьбы с волнением у тех моих друзей, которые активно развивают кизомбу в своих городах. (Спойлер – скоро об этом выйдет обширная статья!) Но друзья только отмахивались: «Да у всех так, не парься, все будет хорошо!»

Финальным аккордом подготовки стало наше с Сашей танцевание кизомбы в «Вальяно». А на следующий день – уже урок.

Первый в Таганроге открытый урок по кизомбе

Мне, как автору статьи «Кизомба: остерегайтесь подделок», как никому другому было страшно. И опасения мои были не только в том: «А смогу ли я передать ученикам то, как танцую сам?» — но и в том: «А насколько правильно я сам танцую?» И хотя воспоминания о лестных отзывах именитых кизомбер грели душу и подпитывали самооценку, нервишки у меня пошаливали.

– Кажется даже перед своим первым танцевальным уроком по бачате я так не волновался, – жаловался я. Саша смеялась:
– Ты просто забыл!

Если вы, дорогие читатели, еще не пробовали преподавать кизомбу, вы можете удивиться, откуда столько тревог. Но давайте разберемся со всеми опасностями, подстерегающими начинающего кизомба-учителя.

  • Первое и самое важное – не отбить охоту. Если преподавать слишком занудно, или наоборот – слишком поверхностно, легко можно отбить у учеников всякую охоту заниматься. Причем не только у тебя, но вообще. Те, у кого первый урок был неудачным, редко приходят на второй. Именно эти люди пополняют армию почитателей девиза: «Танцы – это ерунда». Да что там, я сам таким был первые 26 лет… и хорошо, что встретил Колю Горенского и изменил свое отношение к танцам.
  • Не потерять логическую связь. Только последовательное изложение материала и логичные переходы от одной темы к другой помогут ученикам «взять» материал.
  • Ничего не пропустить. Рассказывая о том, что вам хорошо известно, легко упустить деталь, без которой у слушателей не соберется в головах целостная картина.
  • Меньше трындеть! Учителю всегда хочется рассказать обо всем и сразу. А ученикам хочется поскорее затанцевать. Одними словами танцевать не научишь. Это все равно, что учиться драться по книжке. Так что меньше слов и больше дела.
  • Уложиться по времени. Нет ничего хуже, чем недосказанная мысль и не отработанное движение или упражнение.
  • Грамотное использование времени. Каждой мелочи хочется уделить внимание, а урок не резиновый. Поместиться в отведенные временные рамки занятия – это только начало. Надо еще отслеживать временные затраты на каждую тему. О чем-то не более одной минуты, а о чем-то и все двадцать.
  • Соотношение теории и практики. Без теории непонятно, что и как отрабатывать, а без практики теории грош цена.
  • Строгость или юмор. Танцы – не квантовая механика. Атмосфера на занятии не должна быть слишком строгой, ведь витающее в воздухе напряжение сковывает танцоров. С другой стороны, увлекаясь шутками и прибаутками легко превратить урок в балаган. Мера нужна во всем.
  • Торопись не спеша. Ученикам хочется поскорее затанцевать. Учителю – довести до ума базу (а это скучные упражнения и непонятные пока что для учеников занудности). Не дойдя до танца можно похерить весь урок, а поставив в танец без базы можно сформировать неверное впечатление от кизомбы. Вспоминая свое первое знакомство с кизомбой в РеSпублике, я решил, что идеальным будет небольшой танец с преподом. Ибо два ученика-начинашки вряд ли смогу сразу же подарить друг другу то, за что стоит любить кизомбу.
  • Передать содержание, а не форму. Терминологию этого правила (как, впрочем и само правило) я позаимствовал у Елены Карюковой во время ее визита к нам в Carino Mio для проведения мастер-классов по сальсе и реггетону. Суть в том, что при обучении многие стараются изобразить такое же движение, как у преподавателя (или, в запущенном случае, чувака с ютуба), но мало внимания уделяют тому, каким образом это движение возникает. Бывает на взгляд неискушенного танцора получается очень похоже внешне… но внутри это совсем другое движение, и рано или поздно эти ошибки всплывут на поверхность. Просто показывать движения в режиме «делай как я»  недостаточно. Надо передать то, каким образом это движение зарождается, и какие ощущения должны его сопровождать.

Нет предела совершенству, и этот список можно было бы продолжать и дальше, но я уверен, что написанного вполне достаточно для беглой оценки сложности задачи.

Теоретическая часть урока

Немного теории

Мы с Сашей начали занятие с того что представились и рассказали о том где и у кого учились, сказали несколько слов о том, что такое кизомба, откуда она взялась, чем хороша, и с какими популярными заблуждениями относительно кизомбы нередко приходится сталкиваться.

А потом приступили к изучению танца. Вряд ли стоит подробно пересказывать каждый шаг урока. Опишу лишь общий принцип, которым мы руководствовались в лучших традициях Carino Mio. Мы всегда стараемся передать ученикам те простые и немногочисленные правила, соблюдая которые можно легко станцевать ту или иную фигуру/связку танца. Конечно, некоторым ученикам не терпится поскорее разучить с десяток-другой «взрослых» фигур. Но без четкой базы изучение каждой фигуры может затянуться на длительное время. Так что спешить не стоит. Вот и сейчас: никакой саиды, никакого «основного шага» — просто переступание с ноги на ногу с соблюдением кизомбической пластики.

Донат и Саша

Донат и Саша

Потоптавшись на месте, попробовали перемещаться. А потом встали в пары. К великой радости мы обранужили, что нас поровну: восемь юношей и восемь девушек. Итого, не считая преподов, ровно семь пар. Всегда приятно, если никто не простаивает без дела, тратя драгоценные минуты урока на ожидание пары.

Как и положено в соушал-денс – часто менялись партнерами.

Я решил рискнуть и пропустить запланированное было танцевание держась за плечи. Сразу встали в танцевальную позицию. Сделать в паре все то же самое, что было проделано лицом к зеркалу оказалось не так-то просто. Иногда даже приходилось снова расходиться и повторять. Но уже минут через двадцать в зале запахло настоящей кизмобой с «качем» с «И» и прочими немаловажными атрибутами.

В парах я поспешил сразу же предостеречь ребят и девчат от тех ошибок, которые часто встречаются у недоучившихся кизомбистов, и которые порождают ошибочные мнения в духе: «Кизомба – это слишком интимно» или даже: «Кизомба – это пошло». В отчете о Кизомба-Нашествии я посвятил этому вопросу немало строк, и вряд ли стоит повторяться здесь. Отмечу лишь, что приверженцы этих слухов обычно играют в игру: «Не читал, но осуждаю». Они не танцуют кизомбу сами, не слушают тех, кто ее танцует на высоком уровне, а опираются только на впечатления с невесть каких роликов/вечеринок, автоматически подразумевая, что кизомба именно такая, как на первом попавшемся под руку примере. А о том, сколько «подделок» гордо носят ярлык «кизомба» я тоже уже писал.

Вспоминая, сколько сил и нервов у нас самих ушло на проникновение в кизомбическую пластику, мы как дети радовались успехам учеников. Подумать только – первый урок, а они уже кизомбят. Пусть не идеально (ну а кто идеален?), но кизомбят!

Изначально мы думали 1.5 часа посвятить обучению и еще 30 минут дать на практику. Но обрывать тему на самом интересном крайне не хотелось, а из зала нас никто не выгонял. В итоге урок растянулся на два с половиной часа. Но никто не жаловался.

В конце мы предложили всем желающим продолжить обучение записаться в группу. Читатели этого отчета тоже могут это сделать по телефону +7(961)31-99-491.

Окрыленные успехом, мы решили сегодня же закрепить это дело в малом зале РеSпубликанской вечеринки.

– Там бачата и кизомба 50 на 50 – заманивали мы учеников.

И, подумать только, из 16 присутствующих аж 11 танцоров изъявили желание ехать. И пусть запланированные дела приходилось отменять по телефону, а вместо вечериночной одежды довольствоваться тем, что было прихвачено на тренировку, но они поехали! И не пожалели;) Но вечеринка «сальса-миграция» заслуживает отдельного отчета, а пока я продолжу рассказ про урок кизомбы.

Мои впечатления после урока

смешной кадр с урока по кизомбе

Захочешь объяснить — и не так раскорячишься)
Ну или «А о том, как сделать ласточку поговорим на следующем уроке»)))

Во-первых – зря волновался. Все прошло гораздо лучше, чем я мог даже мечтать. Юношей и девушек было поровну, материал схватывали на лету, настроение в зале царило отменное (чего только стоят фотки!).

Во-вторых – теперь в Таганроге есть кизомба! На следующей вечеринке под звуки кизомбы танцевать будет как минимум восемь пар;)

В третьих – очень здорово, что этим же вечером ребята закрепили материал на сальса-кизомба-вечеринке в прославленном ростовском клубе. В социальных танцах нет ничего важнее, чем закрепление пройденного на вечеринках!

В четвертых – я уже с нетерпением жду следующего урока)

Заключение

Надеюсь, что мой отчет и несвойственная преподавателям откровенность, поможет тем, кто только собирается развивать кизомбу в своем городе. Не наступайте на мои грабли (и если найдете их – напишите мне) и используйте удачные, на ваш взгляд, наработки.

Хочется выразить благодарность моим учителям Ромарику и Лене за открытие дверей в мир кизомбы, руководству «Резиденции» (ул. Фрунзе 20) за предоставление отличного зала, всем кто пришел – за то, что сделали этот урок таким клеевым!

Другие материалы по теме:

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Отчет о первом открытом уроке по кизомбе в Таганроге: 7 комментариев

  1. Уведомление: Сальса-миграция: первый шаг | Salsa-Tagano.ru

  2. Уведомление: Кизомба в Таганроге: Урок №2 (4 мая 2013 г.) | Salsa-Tagano.ru

  3. Уведомление: Кизомба в Таганроге: Урок №3 (11 мая 2013 г.) | Salsa-Tagano.ru

  4. Уведомление: Кизомба в Carino Mio: Урок №4 (18 мая 2013 г.) | Salsa-Tagano.ru

  5. Уведомление: Город Тараща – мечта кизомбиста;) | Salsa-Tagano.ru

  6. Уведомление: Кизомба в Таганроге: новый набор | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*