Кизомба в Таганроге: Урок №21 (5 октября 2013)

Я обещал исправиться — и вот отчет практически «по горячим следам». Это занятие было весьма важным в жизни нашей студии. Мы с Сашей упорно продолжали успехи предыдущих уроков и повышали требования к уровню танцевания наших учеников. Забегая вперед: когда в конце урока люди танцуют лучше, чем танцевали в начале — это мед по сердцу преподавателя. Каких-то полтора часа напряженной работы — и вот уже результат! Но хватит хвастаться, пора отчитываться)))

Кизомба-практика 1 октября

Я в это время был в командировке, а занятие Саша проводила в одиночку. К сожалению у нее не было времени написать отчет (она готовила видео-отчет о вечеринке в Каменке), зато она подробно мне все рассказала. Да и ученики тоже не скрывали то, чем занимались в мое отсутствие.

Все время занятия было посвящено отработке «кизомбы от ног» при неторопливом движении «на сильную долю». В общем практика — занятие оправдало свое название.

Урок по кизомбе №21 (5 октября)

Часть первая. Кизомба от ног

Начали занятие мы с разминки. Только вот натаптывать на месте «сингл», «дабл», «брейк» мы не стали. С этим и так давно уже нет проблем. Перешли к движению вперед, назад и в стороны (диагонали типа). Ребята уже хорошо знали, что я от них жду. И мне не приходилось терять много времени на объяснения. Построившись в широкую шеренгу, мы ходили вперед, назад и «шагами в бок вперед и назад» по залу.

Каждый шаг был работой. Надо было сохранить «кач», прочувствовать толчок от ноги, положение «неустойчивого равновесия» и приземление на ногу. При этом после «неустойчивого равновесия можно приземляться на любую из имеющихся в запасе ног:

  • можно донести вес на свободную ногу
  • можно свободной ногой (а она уже в этот момент чуток нагружена) оттолкнуться обратно и вернуться на ту ногу, с которой начинал шаг.

В первом случае получается шаг, а во втором — «полушаг и передумал». Надо отличать «передумал шагать» от «качельки». «Качелькой» мы называем последовательный перенос веса с задней ноги на переднюю и обратно. А «хотел шагнуть, но передумал» — это последовательность переноса веса с ноги на «между ног» и обратно. Такие манипуляции весом позволяют танцору лучше понять работу с весом. Но вот беда, работа с весом может осуществляться и от ног и от корпуса. Вес — он всегда со мной, чем бы я его не переносил. Тут пришлось попотеть:

— Ребята, тут сложный момент. Дело в том, что внешне заметить разницу в шагании от ног и шагании от корпуса очень сложно. Не даром многие люди танцуют кизомбу от корпуса и не подозревают, сколь далеки от собственно кизомбы в ее первородном состоянии (как аккуратно я пытаюсь избегать сраче-начинающего слова «аутентичность»). Разницу на вид обычно замечают только весьма искушенные в танцевании «гуру кизомбы». Ваша задача не столько повторять за мной внешнюю форму движения, сколько внимательно проощущать свои чувства. Загляните в себя и ответе себе на вопрос: какая часть тела сейчас является инициатором движения?

Да, тут бесполезно смотреть на преподавателя или на свое отражение в зеркале. Внешне разница столь мимолетна, что ненатренированным глазом ее и не увидеть. Нужно довериться своим ощущениям. Прочувствовать то, что же ты сам делаешь.

Походили еще. Походка группы все больше напоминала засмотренные до дыр ролики с ютуба. Но я боялся наступить на известные грабли и похвалить за форму, а не содержание, а потому снова и снова напоминал про то, что по настоящему отличить кизомбу от ног или от корпуса можете только вы сами и тот, с кем вы танцуете в данный момент.

Тут еще одна сложность: дело в том, что при танцевании от ног корпус все равно движется. Ну а куда ему деваться — он же «привязан» к ногам с помощью таза и позвоночника. Так что вопрос вовсе не в том, что двигается, а что нет, а в том, что является инициатором движения. Что первое: курица или яйцо? Что за чем следует: ноги за корпусом или корпус за ногами?

В конце концов мы перешли к танцеванию в паре. И вот тут-то все пошло еще интереснее.

Часть вторая (теоретико-философская):
Сравнение кизомбы от ног и кизомбы от корпуса

Я уже давно обещаю развернутую статью на эту тему. И в личку уже получал возмущенные отызвы: «Ну когда же уже!» Впрочем мой предполагаемый соавтор вообще усомнился в необходимости написания такой статьи: «Статьи порождают срачи. Я устал от них.» Да, я знаю, что тех, кто уже давно привык танцевать от корпуса, уже не переубедить в необходимости переучиваться. Может быть им это и не надо. Я лишь хочу, чтобы те, кто только начинает учиться, знали о существовании двух подходов. О той кизомбе, которая родилась в Центральной Африке, и о той кизомбе, которую пересняли «на вид» в Европе. Хотя, делить кизомбу на африканскую и евпропейскую вообще-то не верно. В Европе хватает танцоров и преподов, которые танцуют от ног. Можно было бы разделить кизомбу на «первичную» и «вторичную», но такая терминология сразу же  вызовет приступы неконтролируемой ненависти от представителей второго направления))) Поэтому вопрос терминологии пока оставлю открытым.

Итак, чем хороша «кизомба сверху»: она проста и понятна европейцам. Собственно на этом, на мой взгляд, преимущества и заканчиваются. Может кто-то найдет еще и другие достоинства.

Недостатки «кизомбы сверху» — ведение во многие фигуры крайне затруднено. Лечится это двумя способами: устоявшиеся звездные пары «притираются друг к другу» и легко понимают полунамеки, а ученикам скармливаются полуторачасовые лекции о ведении в каждую последующую фигуру. Это как «айкидо» и «армейский рукопашный бой». В первом случае человека всю жизнь учат тайнам боевого искусства, а во втором за пол года учат убивать.Эффективность армейского рукопашного боя (в разных армиях разные вариации одного и того же) проверена на практике, но все равно находятся желающие заморачиваться со сложными техниками. И некоторые из них даже пытаются защищать свой айфон от хулиганов.

На мой взгляд, при ведении корпусом очень сложно донести до партнерши игру скоростью танцевания, сложные ритмические узоры, резкие смены ритма. Практически невозможно приостановить движение пары посреди шага. Сложно вести в те фигуры, где не соблюдается плотный контакт корпусов. «Сложно» не значит «не возможно». При должном старании представители этого направления выучиваются танцевать кизомбу и радуют себя и своих партнерш/партнеров.

Достоинства «кизомбы от ног»: наличие простых правил, выучив и отработав которые можно вести в любую фигуру, с любой скоростью, менять ритм между соседними шагами и даже посреди (!) шага. Совершенно не важно — есть ли контакт в корпусах, или партнерша на расстоянии. Легко вести в те фигуры, где у партнера и партнерши разные шаги. И самое главное — не надо запоминать специальных правил ведения для каждой новой фигуры. Именно последний довод подкупил меня-лентяя)))

Все вышеуказанное — субъективная оценка, и придраться тут можно к каждому слову. Чем вы можете заняться на досуге в комментариях, а я пока продолжу.

Часть третья. Кизомба от ног в паре

После хождения туда-сюда в шеренгах, мы стали ходить в парах. Партнеры искренне пытались сохранить в своих шагах только что пойманные ощущения. А вот партнерши… они, став в пару, стали привычно ждать ведения. Это же так здорово, когда рядом есть мужчина, который тебя ведет, и тебе не надо ни о чем думать…

Но тут пришел Дан и все испортил.

Пришло время поговорить о том, как развивается партнерша в танцах вообще и в кизомбе в частности. Выделим три уровня:

  • полешка,
  • марионетка
  • красотка.

На первом этапе партнерша — полешка. Она не умеет двигаться, она не пластична и плохо управляема. К счастью все присутствующие давным давно проскочили этот этап.

А вот второй этап для многих становится заключительным. Из полешки выточили деревянную куклу-марионетку. Пока партнер своим ведением дергает ее за ниточки, она ходит. Как только он не дернул за ниточку — марионетка ничего не делает. НИЧЕГО. С такой партнершей можно танцевать. Можно танцевать сложные вещи — ведь у нее много ниточек, и дергая за них партнер может изобразить танец любой сложности. Но интересно ли танцевать с марионеткой?

А вот третий этап — это уже партнерша-красотка. И речь тут не о внешних данных, а о том, какова она в танце. Она не ждет физически ощущаемого ведения, она просто танцует вместе с партнером. Он танцует, она танцует с ним. Ему не надо дергать за ниточки, не надо толкать грудью перед собой, или уволакивать вслед за собой. Ему надо просто танцевать и наслаждаться ее танцем. Такая партнерша — личность. Ее танец индивидуален и наполнен много чем таким, чего партнер туда не мог добавить просто физически.

Побуду Капитаном Очевидность и внесу пояснение: танцевать что-то свое, наплевав на партнера — это фигово, а вот танцевать самой, соблюдая выбранные партнером рисунки танца — это уже круто.

Танцевать с крутой партнершей одно удовольствие — она никогда не ломает выбранную партнером схему танца, но всегда вносит в него столько своей женской красоты, очарования, стиля и магии, что партнеру остается только трепетать сердцем и восхищаться мозгом.

Но хватит лирики. Давайте вернемся к простым шагам кизомбы.

Партнерша-марионетка в паре ждет, что ее поведут в том или ином направлении. Ее легко стронуть с места корпусом (благо контакт!) Но инерционность движения спайки корпусов убивает на корню сложные ритмические рисунки, резкие ускорения и не менее резкие замедления. Эффект «перевернутого маятника» мешает.

Партнерша-красотка в паре чувствует своего партнера. И когда он начинает двигаться в каком-то направлении, она улавливает это направление и от своих точеных ножек отталкивается в том же самом направлении. Она танцует сама. Она не садовая тележка, которую нужно за ручки тащить по дорожке. Она — танцовщица. Даже вот так: Танцовщица. С большой буквы.

Даже в сжатом изложении мой монолог с занятия выглядит громоздким и чрезмерно философским. Стоит ли говорить, что на самом уроке я трындел очень много. Но если обычно я стараюсь минимизировать говорильню, то теперь развязал себе руки. Такие вещи нужно объяснить. И нужно убедиться, что слова не провисли в воздухе без пользы, поэтому я выводил ребят и девчат на обсуждение, вовлекал их в разговор и ждал отклика. Некоторые понимали, некоторые признавались, что не все понятно. Некоторые, к сожалению, выпускали в другое ухо.

Часть четвертая. Режу себя без ножа

Возникла потребность переходить от слов к делу. Нам понадобились упражнения, которые бы позволили девочкам ощутить в себе силу кизомбы, а юношам — отучаться от манипуляций корпусом.

Как добиться этого? Мне пришло в голову единственное решение: минимизировать возможность ведения корпусом. А для этого надо для начала убрать контакт в районе корпуса. Я стал требовать от пар держать пионерскую дистанцию. Ребята удивлялись. Как же, кизомба — танец близкий, а тут препод обозлился и взялся за морализаторство)))

— Ребята и девчата, я режу себя без ножа. Я сам обожаю кизомбу отчасти именно за ее близость и доверительность. А сейчас требуют от вас противоположного — соблюдать дистанцию. Но делаем мы это исключительно в качестве упражнения, не более того. В обычное для кизомбы  положение пары мы обязательно вернемся!

Ребята мне поверили и послушно сделали по пол шага друг относительно друга.

Стали танцевать.  Я видел, что ведение верхом сохраняется несмотря на отсутствие контакта в районе груди.

Рамка! Вот жешь!

Рамка — штука хорошая и полезная в танце. Но сейчас она нам мешала. Пришлось еще разок полоснуть себя по ранимому преподскому сердцу и попросить ребят избавиться (временно!) от рамки.

— Продолжаем упражняться в самостоятельном тацневании партнерш. Убираем «садовые тележки» и ниточки марионеток. Сводим к минимуму физическую составляющую ведения.

С этими словами я взял одну из учениц за мизинчики и повел в фигуры. Мы едва касались друг друга, но прекрасно друг друга понимали. На ребят это произвело впечатление.

Танец — это язык общения. Я повторяю это в тысячный раз. Можно орать на партнершу: «Иди вперед! Иди назад», а можно шепнуть одними губами: «Следуй за мной, моя хорошая». О том, как сильно будет отличаться реакция партнерши от способа передачи информации вы можете догадаться сами.

Итак, партнерам была поставлена задача — «говорить» как можно тише, а партнершам предстояло научиться слушать.

Небольшое отступление: Я давно заметил, что когда смотрю фильмы или передачи на английском, то делаю звук погромче. То есть русскую речь я спокойно улавливаю на небольшой громкости, а вот нюансы иностранной речи улавливаю хуже, и потому прибавляю звук. Чем больше практики, тем меньше мне приходится крутить ручку регулятора. Та же песня и с танцами: если партнерша научилась слышать «шепот» в ведении партнера, то как легко и непринужденно она будет танцевать, когда тот станет говорить нормальным голосом.

Попрактиковавшись в едва заметном ведении, и убедившись, что девочки нас понимают, и могут сами танцевать «от ног» те фигуры, в которые мы их ведем, мы вернулись в обычную рамку с привычным и столь полюбившимся контактом корпусов. И кизомба заиграла новыми переливами.

Не берусь говорить за всех. Я этот переход прошел с одной из учениц, и потом не мог словами выразить ей то, какой «level up» совершила ее кизомба за эти полтора часа. В этом танце было все то, за что я люблю кизомбу.

Часть очередная. Просто танцуем.

В лучших традициях нашей студии Carino Mio, занятие завершилось танцеванием в свободном формате. Мы просили учеников по возможности придерживаться полученных на этом уроке навыков. Но настаивать нам не приходилось — они и сами не хотели уже возвращаться к прежним примитивам. Кизомба — танец чувств, взаимопонимания и единения. Именно такой она была в последние минуты нашего занятия.

Заключение

Надеюсь, эта моя статья не обидит тех, кто придерживается иных подходов к танцеванию кизомбы. Я же для себя сделал выбор: в каком направлении развиваться самому, и как это направление донести до своих подопечных. И результаты мне нравятся.

И давненько я не благодарил на страницах блога своих учителей Ромарика Нзомвита и Елену Карюкову за то что они есть, и за то, что они так близко)))

PS. Спасибо за тортик и поздравления с днем учителя. Непривычно осознавать свою причастность к этому дню))))

PPS. Уже опубликовал отчет, и решил добавить видюху, которую сейчас засматриваю до дыр. Вот какой бывает кизомба, если танцевать от ног, а не от корпуса: игра ритмом, пластика, взаимодействие в паре… да что тут перечислять, надо смотреть)


Отличный пример хорошей кизомбы

Другие материалы по теме:

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Кизомба в Таганроге: Урок №21 (5 октября 2013): 6 комментариев

  1. Наверное, я где-то пропустил «кизомбу от ног». Зато на «видео-отчете о вечеринке в Каменке» замечательный образчик «кизобы от рук».

  2. Дан, попробуй смотреть на этот вопрос не в предложении: ИЛИ корпус ИЛИ ноги, а: И корпус И ноги. Выбор то за тобой и объективно нет никаких препятствий менять центр ведения хоть по нескольку раз за танец кроме личных установок что что то одно почему то лучше чем что то другое. А на смене центра ведения можно разыграть целую историю в танце и понимающая партнерша эту игру обязательно оценит. Вот я с тобой корпусом, а вот ты не заметила как я уже в ногах и снова смена музыки и остались только руки. Ну что то в этом роде.

    • О том что жёсткое «Или так, или так» здесь не всегда уместно я соглашусь в том плане, что в некоторые фигуры хочешь не хочешь, а поведешь только корпусом. Например: я хочу остаться на тех ногах, на которых стоял, а заставить партнершу пройти еще (чтобы «подхватить» ступней или еще зачем-нибудь). Очевидно, что в этом случае я буду уводить ее за своим корпусом.
      Менять центр ведения посреди фигуры просто ради флирта… ну не знаю. Не вижу в этом смысла. Хотя попробовать никто не запретит)))

  3. И еще момент: «когда в конце урока люди танцуют лучше, чем танцевали в начале – это мед по сердцу преподавателя.» Если провести некоторые, не совсем точные, но все же ассоциации:
    «когда в конце тренировки тяжелоатлет поднимает больше чем поднимал в начале…»
    «когда в конце тренировки пловец плывет быстрее чем плыл в начале…»
    «когда в конце тренировки фигурист катает лучше, чем катал в начале…»
    в общем посыл думаю понятен — существует временной лаг между тренировкой и повышением результата, и даже если сознание поняло какие то вещи, то между пониманием и действием в теле может пройти целая жизнь. Я вот к примеру абсолютно мозгом понимаю как толкнуть штангу в 200 кг или прыгнуть тройной тулуп 😉
    В свое время занимаясь упражнениями где важна координация ситуация когда результат приходил спустя уже неделю был в общем то выдающийся. Чаще приходилось оперировать неделями. И стандартной ситуацией было что в конце тренировки результат был именно хуже, чем в начале. Но последующая реакция организма на полученные нагрузки (в том числе и навыковые, не только силовые) давала некоторую суперкомпенсацию и рост.

  4. Уведомление: Кизомба в Таганроге: Урок №22 (12 октября 2013) | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*