Долгожданное интервью с Сергеем Газаряном: «От Casino к Timba»

Недавно В марте в Ростовском клубе «РеSпублика» прошла череда семинаров Сергея Газаряна, посвященных «окончательному и бесповоротному переходу от Касино к Тимбе». Учитывая, что Тимба – явление молодое, и в России оно появилось недавно и только начинается растекаться по сальса-жилам нашей Родины, Сергей не только преподавал танцевальные техники, но и провел мини-лекцию об истории кубинской музыки, во время которой рассказал об истоках, корнях и течениях, которые привели к появлению Тимбы — как музыкального жанра.

Сергей Газарян на семинарах по тимбе в Ростове-на-Дону

Сергей Газарян на семинарах по тимбе в Ростове-на-Дону

Также Сергей любезно согласился ответить на некоторые вопросы, которые остались после лекции.

Беседа с Сергеем Газаряном

Кор.: Здравствуйте, Сергей. Наверное главный вопрос, который волнует начинающих танцоров: В чем же разница между сальсой и тимбой.

Сергей Газарян: Для того, чтобы полноценно ответить на этот вопрос, мне пришлось бы повторить лекцию, прочитанную в Ростове;) Если же говорить кратко и по сути, то можно сказать, что тимба – это относительно молодой музыкальный жанр, в котором используются элементы как современной популярной музыки, так и традиционных кубинских стилей.

Историю кубинской музыки можно грубо разделить на два этапа: до и после революции на Кубе, произошедшей в 1959 году. До революции наблюдалось активное сотрудничество и взаимное влияние между Кубой, Америкой и Пуэрто-Рико, а после революции Куба оказалась в изоляции. И если музыканты за границей всеми силами старались сохранить свои культурные корни, то отрезанные на Острове Свободы — наоборот тяготели к чему-то новому. Запретный плод сладок. Кубинцы экспериментировали с западными музыкальными стилями, такими как рок, фанк и пр. Вот только кубинцы всегда остаются кубинцами, и в их музыке постоянно проявлялись народные мотивы.

Итак, пока проживающие на территории США и других капиталистических стран кубинцы и другие латиноамериканцы старательно берегли традиционные ритмы и играли «причесанную» сальсу, коммунистические кубинцы постоянно экспериментировали с новыми музыкальными жанрами и стилями, в которых место для традиционной кубинской музыки оставалось, по большей части, не специально.

Можно долго и внимательно отслеживать метаморфозы кубинской музыки второй половины XX века, но перейдем сразу к Тимбе — сформировавшейся в знакомом нам виде в девяностые годы, во время жесточайшего кризиса кубинской экономики.

Кор.: Выходит, что опорными точками развития кубинской музыки являются явления политические и экономически в большей степени, чем культурные?

Сергей Газарян: Не стоит этому удивляться. Кубинская музыка всегда была отражением жизни общества. До революции Куба была курортным центром США. Богатеи приезжали сюда отдохнуть, насладиться красивой колоритной музыкой в казино и концертных залах. После революции кубинцами овладел дух свободы. Но когда СССР прекратил помощь Кубе и распался, на острове начались крайне тяжелые времена. Тимба – это, наверное, музыкальный ответ тому кризису в обществе, который происходил в то время.

В жизни кубинцев росла преступность, проституция, Кубу захлестнула волна туристов из разных стран. Все связанные с этим проблемы находят отражение как в текстах тимбы, так и в манере игры: жесткой, сложной и порой очень агрессивной.

Кор.: Где играют тимбу?

Сергей Газарян: Как и всякую музыку, тимбу записывают в студиях и распространяют в альбомах. Однако естественной средой обитания тимбы, я считаю, все-таки, концертную площадку. Там музыканты не сковывают себя рамками и правилами, много импровизируют, экспериментируют, общаются со слушателями. Так же в тимбе используются так называемые «передачи» — по знаку вокалиста музыканты кардинально меняют музыкальный рисунок и это самое крутое! (смеется).

Тимба-треки могут длиться на концерте от 15 до 40 (!) минут каждый, если у музыкантов есть «коннект» со слушателями и танцорами, они могут затягивать надолго. Мне кажется, в этом есть еще одно отличие от сальсы, так как в сальсе музыканты играют относительно четко и редко выходят за рамки песни. Выходят, конечно, но не так, как в тимбе.

Во время концерта тимбы неподготовленному слушателю может показаться, что на сцене происходит полный кавардак! (На самом деле так оно и есть, но у них все под контролем;) Музыканты играют очень агрессивно и жестко, добавляя резкие акценты в самых неожиданных местах, экспериментируя с ритмами различных музыкальных жанров. Вокалист приглашает на сцену людей из зала, они танцуют и отрываются вместе с музыкантами. Все это скорее напоминает рок-концерт )))

Кор.: Тимба и рок? Можешь немножко подробнее остановиться на этой аналогии?

Сергей Газарян: Да, аналогии здесь целых две. В первую очередь, это барабанные установки «американского образца» — на подобии тех, которые используют рок-музыканты. Даже если на сцене нет полной ударной установки, то обязательно используется бас-бочка, благодаря которой музыка обретает характерный для тимбы грув. Во-вторых, концерт тимбы все же отличается от концерта сальсы. Грубо говоря, концерт сальсы – это «классика» (да просят меня сальсерос страны), а тимбы – «полное мясо», как в роке. К примеру, когда Хуан Формель (Царствие Небесное) создавал Los Van Van, они брали многое из роковых вещей.

Кор. Но в первую очередь наверное энергетика?

Сергей Газарян: Безусловно!

Кор.: Тенденции развития. К чему стремится тимба? Ведь Los Van Van прежний он не похож на Los Van Van нынешний, в ранних вещах было больше от рока, а сейчас звучание группы изменилось. В каком направлении сейчас идет тимба и в какое направление больше углубляется?

Сергей Газарян: Вряд ли будет уместно говорить о том, что тимба углубляется в какое-то одно направление. Скорее наоборот — тимба расширяется. Появляется все больше новых групп и в своей основе музыканты, играющие тимбу, вечные экспериментаторы, они всегда пытаются создать новую музыку, которая бы отличалась от уже существующей. Между ними идет постоянный баттл. В этом также отличие от сальсы, где есть сформировавшиеся каноны и рамки. Тимба — это постоянное черпание из других музыкальных жанров и поиск чего-то нового.

Кор.: Есть каноны сона, румбы. Но если я правильно понимаю, то тимба – это не стиль, а эклектика, то есть смешение различных стилей. Есть ли свои каноны у тимбы, или доступное музыкантам пространство экспериментов столь велико, что о «канонах тимбы» говорить еще рано?

Сергей Газарян: Скорее так: тимба – это стиль, созданный благодаря смешению разных стилей. В период с 70-ых по 90-е годы рамки найти было сложно, сейчас какие-то музыкальные каноны, конечно, сформировались и уже на эти знания накладывают новые. По поводу танцев: мы знаем, что музыка и танцы — это единое целое, поэтому когда меняется музыка должен меняться и танец. И так как музыка тимбы – это смешение стилей, то же самое происходит и с танцем. Основой кубинского стиля я считаю сон и румбу. Сон дает танцорам ведение, которое они будут использовать потом в сальсе, но благодаря сону оно будет намного мягче, так же люди начнут понимать «контратьемпо» (танцевание на «слабую долю» — это лучшее, что могло случится ;))). А румба, в свою очередь, развивает пластику, добавляет «черноту» и «сабор», без которого сложно представить кубинский стиль! Так же танцоры могут добавлять кубинский фольклор: танцы ориш, арара, абакуа, пало, так называемые «Bailes Populares»: пилон, мозамбик, мамбо, ча-ча-ча. Плюс для себя я разделяю такой стиль как «касино» — это танцевание фигур и узлов (чем, по большей части, занимается большая часть нашей страны), сексуальный стиль «despelote», так же считается неотъемлемой частью кубинского стиля. И вот эти составляющие дают нам тимбу, но все эти танцы должны быть в меру и, в первую очередь, отражать музыку! Это, более менее, состоявшиеся понятия, но четкой градации нет, и крутые танцоры могут экспериментировать со своим стилем и выходить за рамки того, что я назвал.

Официально «тимба» — это музыкальный жанр, но почему бы не назвать то, что мы танцуем под музыку тимбы, танцем «тимба»?

Кор. Вот какая тема получается: допустим кизомба… я очень люблю кизомбу, но… это простая доступная музыка, и не сложный танец. Вот возьми человека с улицы, включи кизомбу, ему скорее всего понравится. Покажи танец и, вполне вероятно, танец ему тоже  понравится. Тимба, на мой взгляд, требует какого-то погружения в культуру. Нельзя просто нахвататься фишек, смешать их и: «Все, я начал танцевать тимбу».

Сергей Газарян: Да, я тоже так считаю. Вот почему в массах люди танцуют больше кизомбу, нежели тимбу? По моему мнению, во-первых, музыка кизомбы приятна на слух, а звучание тимбы слишком агрессивное для «неподготовленного» слуха. Второе: изучив базовые шаги кизомбы – у человека уже получится ее танцевать, это, конечно, не будет нормальной и техничной кизомбой. (Я считаю, что если мы говорим о высоком уровне, то у кизомбы достаточно сложное ведение и техника, но массам ведь никогда не нужно круто танцевать!?;). В этом плане с тимбой все намного сложнее. И, в-третьих, любовь к близкому «коннекту» тоже никто не отменял. По этим трем причинам я считаю кизомбу массово популярной.

Кор.: То есть — низкий порог вхождения?

Сергей Газарян: Да, абсолютно верно. Кизомба — это низкий порог вхождения. Тимба же, очень сложна как музыкально, так и танцевально. Нужно помимо сальсы изучать другие стили танцев, развивать афро-кубинскую пластику, тренировать слух, так как в тимбе огромное количество «переходов» и т.д. Народу порой просто лень. К сожалению, людям в нашей стране не очень хочется работать над собой. Так же, если мы берем «черную» составляющую тимбы – это румба и афро-кубинский фольклор, а это все чуждо для «белого» человека. И так сложилось, что большинство танцоров тимбы — черные. Это их культура, поэтому белому человеку это сложно, совсем другой менталитет, и если преподаватель в школе начинает преподавать «белому» «черные» танцы, то должен делать это очень аккуратно, с фильтрацией, так скажем. И тогда начинающий танцор поймет наверняка – нравится ему это или нет. На сегодняшний день все больше танцоров интересуется кубинским стилем танцевания, и говорю я сейчас не про «касино с узлами по кругу». И еще один момент – люди могут не танцевать «по-кубински», их никто не заставляет, но афро и румба полезны не только для того, чтобы «танцевать по-кубински тимбу», а в первую очередь, для развития пластики и слуха, которые должны присутствовать в любых танцах.

Когда мы познакомились с «кубинскими танцами», в современном понимании слова, — это был 2009 год, нас было буквально две-три школы в России, в которых появился интерес к афро-кубинской или просто кубинкой культуре по-настоящему. (Безусловно, благодаря Хорхе Камагуэю, этот человек внес огромный вклад в развитие кубинской культуры в России и, конечно, наше). Информации на тот момент совсем не было, мы копали из всех источников, которые попадались. Потом потихоньку начали преподавать и испытывали, огромные трудности, потому что народ не очень понимал и задавался вопросом «Нафига!?». Сейчас такое тоже есть, но нас есть хотя бы ответы))). На данный момент в России много школ, которые или начинают, или уже давно развивают «кубинское»* (Под словом «кубинское» я понимаю весь спектр танцев, начиная от фольклора, заканчивая тимбой) направление в своих школах. И это друзья, офигенно, радует! ))))

В этом году с 3 по 7 сентября в Москве пройдет ТимбаФест!!!

Кор.: Можно ли изучать и любить тимбу, не погружаясь хоть немного в культуру?

Сергей Газарян: Да, можно! Просто это будет не стопроцентный выхлоп. Очень многие аспекты кубинских танцев требуют понимания культуры. Как говорит Хорхе: «Чтобы понимать кубинские танцы, вы должны сначала изучить историю страны, затем историю развития музыки, и только после этого вы поймете танцы». Так сложилось, что люди, любящие тимбу, любят и культуру в целом. Конечно, вы можете выборочно посещать мастер-классы, и это тоже будет плюсом, но все же можете что-то не понять. Но это совсем не значит, что не надо начинать!

Кор.: Какие пути развития есть у танцоров тимбы в России?

Два пути развития от Salsa Casino: к тимбе или к НЙСергей Газарян: Пути развития безграничны! Но практика показывает, что у отечественного танцора сальсы два пути развития: либо он углубляется в NY, либо в тимбу. Конечно же есть и те, кто развивается в обоих направлениях.

Всем танцорам страны хочу пожелать, не останавливаться на достигнутом! Открыть по шире глаза и начать над собой работать! Всем любвииии ;)))

Кор. Спасибо!

Беседа состоялась в Ростове-на-Дону 16 марта 2014 года.
Вопросы задавал Донат

Почитать по теме:

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Долгожданное интервью с Сергеем Газаряном: «От Casino к Timba»: 1 комментарий

  1. Уведомление: От “Timba” к“Casino” | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*