Чувствовать основной шаг

Недавно в разговоре с одной крутой кизомберой я услышал:

— Вот когда я сама начинала танцевать, то получала удовольствие даже от простых фигур и основных шагов с такими же начинающими партнерами, как и я сама. Теперь, когда я прихожу в группу к начинающим, то просто «работаю», но не получаю кайфа. Можно было бы подумать, что я теперь хочу сложных фигур. Но нет, танцуя с опытными партнерами я могу забалдеть даже на основных шагах. Мне нравится танцевать с тем, кто чувствует шаг.

Вот это вот выражение «чувствовать шаг» срезанировало с теми моими мыслями, которые давно уже просились наружу в виде статьи. Впрочем, в опубликованных на нашем сайте отчетах и материалах, не раз и не два красной нитью проходила тема значимости базовых шагов. В любом танце, будь это кизомба, сальса или что-то еще. Но теперь пришло время написания специально-выделенной под эту тему статьи.

Основные шаги глазами начинающего танцора

Когда новичок приходит в танцевальную студи и начинает изучать основные шаги того танца, который он выбрал, то, как правило, относится к этому лишь с позиции «куда наступать». Что-то в духе программы-последовательности: «вперед, вернулись, приставили, пауза, назад, вернулись, приставили, пауза» или как-то так.

Запомнить и даже повторить такую последовательность можно минуты за две (в некоторых случаях — недели за две, но тут уж каждому свое). И потом новичку становится скучно. Ему хочется трюков и поддержек, которые он видел на вечеринках и на YouTube. А его заставляют снова и снова ходить по уже выученной программе-последовательности.

При этом преподаватель может распинаться о переносе веса, о тонкостях техники. Все мимо кассы ушей. Новичок твердо уверен, что уже освоил базу и готов к дальнейшим подвигам и в душе сетует на препода, который зачем-то затягивает занятие.

Раньше я объяснял такое повидение начинающих танцоров тем, что они не способны пока-что отличить разницу в исполнении основного шага у преподавателя и у себя любимого. Им кажется, что они ходят точно так же, ведь общая последовательность наступаний и направлений такая же. Но со временем я понял, что не только начинающих танцор, но даже случайный «человек с улицы» может отличить качественно выполненный шаг или фигуру от неумелой поделки. «Как?» — спросите вы.

Возьмем для двойного слепого эксперимента две пары: начинающие танцоры и опытные. И заставим попросим их станцевать одни и те же фигуры и шаги. А наблюдать за ними будут другие начинашки или вообще случайные зрители. Подавляющее большинство зрителей будет любоваться опытными танцорами, хотя они не знают ничего о «правилах» этого танца и прочих техничеких деталях. Их привлечет красота, эстетика, музыкальность и слаженность даже в том случае, если половину из этих слов они не знают.

Одни и те же фигуры и шаги у начинающих и опытных различаются так сильно, что это без труда заметит даже посторонний. Так в чем же дело?

В своей скромной преподавательской деятельности я как мантру повторяю принцип: «Важно не то, куда шагать, важно то, как шагать!»

О походках в танце

Мне не всегда замечаем, но есть множество разных способов шагать. Да, да, обычное для нашего вида прямохождение — штука сложная. Забавно, что я сам с темой шагания знакомился не на танцах и даже не на борьбе, которой тоже когда-то увлекался (тема устройчивости и выведения из равновесия там муссируется постоянно), а из книжек и статей по робототехнике. Моя инженерно-научная специальность рассказала мне о способах хождения больше, чем все эти танцы и дзюдо. Но речь не обо мне, а о том, что походок существует великое множество. И каждый танец выбирает для себя какую-то базовую походку, на основе которой строит дальнейшие фигуры.

Порой под одним танцевальным направлением скрывается несколько походок. Так «бачата модерна» отличается от «бачаты доминиканской» столь разительно, что порой может показаться, что это два разных танца. А ведь казалось бы — основной шаг и там и там «крабиком»: влево, приставил, влево, кик, вправо, приставил, вправо, кик».

Даже в молодой еще кизомбе уже наметились различия в «африканской кизомбе» и «европейской кизомбе», не говоря уже о том, что разные преподаватели даже в границах одной страны порой дают разные варианты походки в кизомбе.  Все эти споры «от ног» или «от корпуса» и прочие тонкости, из-за которых взрослые и уравновешенные преподаватели готовы сцепиться в клубок, рвать волосы и брызгать слюнями ожесточенно спорить — все это имеет место быть. И одни и те же фигуры можно станцевать по-разному просто поменяв манеру наступания ногами на пол.

Как научиться правильно шагать?

Помнится в одной из бесед с Ромариком Нзомвита, тот указывал мне на различия в изучении танцев в России и за рубежом. Он говорил: «Русские очень любят докапываться до глубин. Вам важно понять, как двигать каждой мышцей, каждым суставом.» И это правда — на многих семинарах по танцам можно наблюдать, как преподаватель раскладывает базовые движения на мелкие составляющие, и выдает их по отдельности. Нашему менталитету такой подход импонирует больше, чем попытка повторить результат целиком. Хотя, за всех зарекаться не буду — все люди разные, и некоторым проще повторить движение целиком, не загружая мозг тонкостями.

Наверное оптимальный подход должен сочетать оба направления: и копирование движений преподавателя и разбор «механики» этих движений. В любом случае и преподавателям и ученикам важно помнить, что при изучении базовых движений надо не только смотреть, вперед ли, назад ли или в сторону наступает препод, а то как он это делает.

Более того, даже когда нам удастся впервые пройтись правильно, это не конец, а только начало большой работы. Ведь правильную манеру движений надо еще довести до автоматизма.

Километраж базовых шагов

Когда начинающий автолюбитель покупает получает права, то официально переходит в категорию водителей. Вот только на дороге он выглядит комично и нелепо. Даже без каких-либо приклеенных на стекло значков, в нем сразу же узнают начинашку. Виной тому — манера вождения. Он долго думает над тем, когда какую педаль нажимать, рычаг переключать, поворотники включать, в зеркало смотреть и прочее и прочее. Вождение автомобиля требует от начинающего огромных мозговых училий. И даже если в результате он едет туда, куда хотел, а не в столб, все равно это еще не вождение.

А вот оставив за спиной пару тысяч километров, новоиспеченный водитель водит машину совсем подругому. Теперь он думает лишь о том, куда хочет приехать, и по какому маршруту, а ноги сами жмут педали, руки сами крутят руль и управляются с поворотниками. Сам процесс управления автомобилем доведен до автоматизма, мозг работает теперь только над общим рисунком поездки — над выбором маршрута.

Эту аналогию я всегда рассказываю в каждом новом наборе. Мало научиться ходить базовые шаги. Нужно оттоптать определенный километраж этих самых основных шагов так, чтобы они получались правильно сами собой. Чтобы мозг не был загружен тем, как переносить вес, а думал только о том, как построить танец и какой комплимент сказать партнерше.

Музыкальность основных шагов

На различных мастер-классах и семинарах по музыкальности в [название танца] обычно дают какую-то связку из нетривиальных фигур и их последовательностей. Но вот неожиданность, эту связку целиком никто делать потом не будет, а быть музыкальным нужно уметь даже на базовых шагах. Хотя бы потому, что в отрыве от музыки танец превращается в айробику, так что «быть музыкальным» нужно не только на сложных фигурах и связка, а всегда.

Причем музыкальность основных шагов — это не только «начинать на раз», но и продолжать на «два, три и так далее». Это выдерживать паузы там, где они нужны, не отрывать ногу раньше, чем нужно. Особенно показательна здесь кизомба, в которой важно не только наступить ногой в музыку, но и оторвать от пола ногу тоже нужно в музыку. Впрочем и в других направлениях поспешное отрывание ноги от пола портит впечатление, и наступание вовремя не исправит картину.

Но самое интересное, что крутые танцоры могут злостно нарушать правила, которым учат в начинающих группах, и при этом смотрятся круто. В то время, когда несоблюдение тех же правил начинашками выдает в результате судорожное топтание, а не шедевр хореографии. Почему так происходит?

Что бы разбить оковы, нужно вначале их одеть (о выходе за рамки правил)

Из покон веков опытные музыканты учили начинающих музыкантов извлекать ноты вовремя. До сих пор в музыкальных школах используют метроном — штуковину, которая отбивает ровный ритм и позволяет начинающему музыканту соблюдать хронометраж в музыке. Можно было бы подумать, что истинным маэстро станет тот, кто научится лучше других выдерживать интервалы между нотами. Но вот незадача…

… наступил век прогресса и люди создали шарманку. А потом и компьютеры, которые могут играть по нотам с поражающей точностью. И ни шарманка, ни компьютер не сравнятся по качеству исполнения с живым музыкантом «среднего уровня», не говоря уже о виртуозах.

При внимательно рассмотрении оказалось, что крутые музыканты постоянно отступают от тех правил, которые диктует им партитура. Грубо говоря — они играют не в ритм. Правда отхождения от ритма невелики и на первый взгляд не бросаются в глаза. Но они есть, и именно  они делают музыку живой и прекрасной в отличии от механической долбежки по нотам у шарманки. (Кстати «шарманщик» — страшное обзывательство в среде музыкантов)

Тогда хитролицые технари научили компьютер вносить небольшие случайные искажения в ритмику проигрываемой музыки. И знаете, что удивительно? Звучать стало лучше. Правда совсем чуть-чуть, но все же живее, чем идеально ровная последовательность нот. До сих пор технари бьются над синтезом алгоритмов, которые бы позволили повторять те же отхождения от правил, которые используются живыми музыкантами, чтобы синтезируемая на компьютере музыка приблизилась (а в идеале обогнала) по качеству живую музыку.

К чему я все это написал в статье про танцы? А к тому, что опытные танцоры часто нарушают «правила» своего танца. И речь не только о том, что они могут наступать не всегда четко в долю. Опытные танцоры то и дело нарушают правила, которым они же учат в младших группах. Но когда те же правила нарушают начинашки, то получается нелепо. И преподы ругают начинашек за нарушения правил. Не потому, что зануды, а потому, что так надо. Прежде, чем выйти за рамки правил, нужно научиться в этих рамках держаться. И тогда каждый выход за рамки будет нагружен каким-то смыслом.

Крутые танцоры нарушают правила осмысленно, а не потому, что не могут эти правила соблюдать. Вообще такой подход применим к любому искусству. Художник-экспрессионист, прежде, чем продаст за миллион долларов холст с разбрызганными по нему красками, долго и упорно учится рисовать. А мы с вами можем разбрызгать краски по холсту и не сможем продать его даже за сотню баксов, ибо получим просто испорченный холст.

Вывод напрашивается один: уважаемые начинающие танцоры, не смотрите не то, что ваши опытные товарищи редко используют базовые шаги в прямом виде и часто так или иначе выходят за рамки правил. Учите базовые шаги, нарабатывайте их до автоматизма и потом сами не заметите, как ваш танец станет прекрасным.

Кстати, одной из причин недолюбливания спортивно-бальных танцев в среде соушал-денс, на мой взгляд, является то, что бальники создали себе жесткие рамки и запретили за них выходить. В глазах соушаловцев это выглядит как застревание на половине пути. Так же нелепо выглядит водитель, который всегда дотошно соблюдает правила дорожного движения, или даже пунктуально копирует манеру вождения пары-тройки «лучших водителей в своем классе»

Из одних только базовых движений можно создать прекрасный танец

Базовые шаги нужны не только для того, чтобы отработать манеру движений и потом не вспоминать о них. Ведь хороший танец не обязательно должен содержать только сложные крутые фигуры. Хороший танцор хорош тем, что даже на одних базовых фигурах можно построить такой танец, что его партнерша будет балдеть на танцполе и потом долго еще рассказывать подружкам.

Собственно, когда крутой танцор по досадному стечению обстоятельств танцует с зеленой начинашкой, то он старается строить танец из тех простых фигур, которые не будут ее пугать. Он может примитивизировать танец до уровня основных шагов, но результат будет лучше, чем если бы он пытался удивить ее сложными пируэтами.

Особенно наглядно «кайф на основных шагах» можно поймать в «сеншуал денс» — кизомбе и бачате, где не так важны формы танца, как важны отношения и чувства внутри пары.

Опытные танцоры в начинающих группах или «Как удивить партнершу или?»

В нашей студии, как и во многих других, широко распространена практика, когда ребята из старших групп могут свободно приходить на занятия к новичкам. Это во-первых помогает старшим повторять базовые шаги (то, о чем эта статья!), а во-вторых, помогает новичкам почувствовать, каким танец становится, когда эти самые базовые шаги отработаны до приличного уровня. Ведь когда в паре сталкиваются два начинающих танцора, то их взаимные ошибки и недоработки мешают им обоим развиваться.

Но, к сожалению, некоторые «старшие» пытаются удивить свою партнершу тем обилием классных фигур, которые они уже знают. Одни девочки и правда рады, чтобы их кружили, как сумасшедших, другие же испуганно таращат глаза… А я всегда ругаюсь:

— Ребята, на занятии или даже на вечеринке, необычными фигурами можно удивить и порадовать только начинающую партнершу. С крутой танцовщицей этот номер не пройдет. Поверьте, какую бы фигурищу вы не изобразили, все это или что-то еще покруче с ней делали до вас. И если вы хотите радовать и удивлять на танцполе не только тех, кто там впервые, то берите не количеством фигур, а качеством их исполнения.

Поэтому от своих «старших» на занятиях у «младших» я требую именно этого: демонстрации того, какими красками заиграет танец после умелой огранки базовых движений. Опытный танцор чувствует шаг и может помочь начинающему тоже его почувствовать.

Не раз и не два я сталкивался с тем, что старшие приходят в младшую группу не просто повторять, а что-то учить. Когда они сами были младшими, то многие слова и демонстрации проходили мимо их внимания. Слишком много нового узнает начинашка, слишком слабо еще воспринимает терминологию преподавателя. А потом, получив опыт, те же самые монологи и объяснения воспринимаются уже на другом уровне. Именно поэтому ваш покорный слуга и автор данных сток никогда не упускает возможности посетить семинары по базе;)

Заключение

Век живи — век учись. И учись не только сложному и новому, но и развивайся в том, в чем уже, казалось бы, давно достиг приличного уровня. Ну и конечно же не стесняйся высказывать свое мнение по поводу данной статьи в комментариях;)

Донат, специально для
www.Salsa-Tagano.ru

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Чувствовать основной шаг: 26 комментариев

  1. >>Когда они сами были младшими, то многие слова и демонстрации проходили мимо их внимания. Слишком много нового узнает начинашка, слишком слабо еще воспринимает терминологию преподавателя.

    Да и преподаватель за это время выучился чему-то «новому в старом», исправился в своих старых заблуждениях или узнал альтернативу.

    Кизомба еще настолько молода у нас, что сами преподаватели учатся.

  2. Уведомление: Впечатления от первого занятия по кизомбе у Анрея Брюховских | Salsa-Tagano.ru

  3. Много буков… но есть и интересные…по крайней мере вызывающие комметы )
    «Когда они сами были младшими, то многие слова и демонстрации проходили мимо их внимания» — перевожу: значит на занятиях было слишком много СЛОВ и ДЕМОНСТРАЦИЙ !!!
    «Вывод напрашивается один: уважаемые начинающие танцоры, не смотрите не то, что ваши опытные товарищи редко используют базовые шаги в прямом виде» — перевожу: значит танец не в базовом шаге !!! 😉
    «На различных мастер-классах и семинарах …обычно дают какую-то связку из нетривиальных фигур и их последовательностей. Но вот неожиданность, эту связку целиком никто делать потом не будет» — перевожу: значит это была НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ связка , а набор СЛУЧАЙНЫХ движений…
    «Более того, даже когда нам удастся впервые пройтись правильно, это не конец, а только начало большой работы» — ЗОЛОТЫЕ слова !!! Так давайте учить правильно ходить, а не отрабатывать отдельные «шаги» !!! 😉
    «Подавляющее большинство зрителей будет любоваться опытными танцорами, хотя они не знают ничего о “правилах” этого танца и прочих техничеких деталях. Их привлечет красота, эстетика, музыкальность и слаженность » — снова не слова , а ЗОЛОТО !!! Так и учите «эстетике, музыкальности и слаженности» , а не ходьбе под музыку !!! 😉
    «Ему хочется трюков и поддержек, которые он видел на вечеринках и на YouTube. А его заставляют снова и снова ходить по уже выученной программе-последовательности.» — вы когда-нибудь слышали выражение «покупатель всегда прав» ? 😉 )))

    • Любопытный «перевод»
      1. Если на занятиях было много слов и демонстраций, значит так было нужно.
      2. Танец не состоит целиком из базового шага. Но база из этого шага должна быть в каждом движении. Об этом и статья.
      3. Какой бы последовательной связка ни была, повторять ее раз от разу не интересно. Танец – это искусство, а не ремесло.
      4. Вы не правильно поняли этот участок текста.
      5. Вы снова не разобрались, к чему данный пример.
      6. «Покупатель всегда прав» в том плане, что обслуживающий персонал должен быть вежлив, а не хамовит. Но заказчик услуги не вправе диктовать, как эту услугу осуществлять. Когда я оплачиваю операцию, я не говорю хирургу, как меня резать. Оплачивая перелет, я не учу пилота, как вести самолет. Так и новичок, приходя в школу танцев, платит за образование, но не должен диктовать, в каком порядке изучать танцевальные элементы.

  4. Многоуважаемый Dan, если я «не разобрался» то буду благодарен если вы мне поможете разобраться.
    В том числе и почему вы считаете неверными 4 и 5-ый мои комменты — ведь в них я вас хвалю ! ))) Комплекс самоуничижения ? 😉
    «Когда я оплачиваю операцию, я не говорю хирургу, как меня резать. Оплачивая перелет, я не учу пилота, как вести самолет. » — отличные примеры !!! И хирург и пилот осваивают свою профессию УЧАСЬ по 10 лет !
    А танцы — очень часто — преподают те кому «повезло» пройти начальную — трёхмесячную группу ! Вот и «учат» они лишь тому , что освоили сами — основному ходу… (((

    • В четвертом и пятом пунктах вы превратно истолковали мои слова и хвалите собственное толкование.
      Ученикам стоит выбирать таких преподавателей, которым бы они могли доверять свое образование независимо от того, имеют ли они профильное хореографическое образование, или учились в танцевальном кружке в «доме культуры».
      Зачастую пилот и врач нам достается по воле случая, а к преподу танцев можно заранее присмотреться на вечеринке или пробном занятии.

  5. Dan, про то что вы выбираете преподавателя — это одна из распространённых иллюзий.
    Даже если бы вы поехали в Гималаи или в Индию, то и там вы бы выбирали из очень узкого круга в который вас вогнала предварительная информация.
    А уж в танцах «около дома» выбора почти нет: сначала вы смотрите фильм или ролик на Ю-тубе и «выбираете» стиль танца, затем вы идёте на СПЕЦИАЛЬНО организованное «открытое» занятие и клюёте на бонусы или спрашиваете у знакомых и они рекомендуют то, что понравилось ИМ, а не то что понравится вам… 😉

  6. Уведомление: Полтора года преподавания кизомбы: промежуточные итоги | Salsa-Tagano.ru

  7. «»Собственно, когда крутой танцор( по досадному стечению обстоятельств -зачеркнуто)танцует с зеленой начинашкой, то он старается строить танец из тех простых фигур, которые не будут ее пугать.»»»

    А что же делать начинашке,если оооочень хочется почувствовать классное ведение? Приглашать на танец опытного партнера,но знать,что ты-досадное стечение обстоятельств ? Или не приглашать и довольстоваться своим уровнем????(((

  8. Уведомление: Переходы между фигурами, или груда кирпичей | Salsa-Tagano.ru

  9. Уведомление: Значимость танцевальной базы | Salsa-Tagano.ru

  10. Уведомление: Типичные ошибки в кизомбе | Salsa-Tagano.ru

  11. Уведомление: А что если хочется бросить к черту все эти танцы? | Salsa-Tagano.ru

  12. Уведомление: Почему меня не приглашают на танец, и как это исправить? | Salsa-Tagano.ru

  13. Уведомление: Самые популярные статьи за последний год | Salsa-Tagano.ru

  14. Уведомление: Типичные ошибки в кизомбе (Часть 2) | Salsa-Tagano.ru

  15. Уведомление: Как перестать волноваться и начать танцевать с крутышами | Salsa-Tagano.ru

  16. Уведомление: Что нас радует в танце? Этапы взросления | Salsa-Tagano.ru

  17. Уведомление: Кизомба с Донатом в Ростове-на-Дону: занятие первое 16 октября 2015 | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*