Полтора года преподавания кизомбы: промежуточные итоги

Всем привет. Я и раньше искренне делился с читателями своим опытом по изучению и преподаванию кизомбы (и других соц.танцев), но в этот раз решил написать развернутую статью, обобщающую весь накопившийся у меня опыт преподавания кизомбы. Надеюсь, эта статья будет интересна и полезна начинающим преподавателям. А также всем, кто болен кизомбой.

Растянутое введение. Цель этой статьи и причины ее написания

Одно время я подробно описывал каждое занятие по кизомбе, на котором присутствовал, и каждый урок по кизомбе, который сам провел. Потом я обленился у меня обнаружилась острая нехватка времени, и я перестал отчитываться так подробно. Однако до сих пор регулярно получаю благодарственные отзывы от тех новоиспеченных преподавателей кизомбы, которым помогли мои статьи.

Это не значит, что они слизывали мой подход под копирку. Вовсе нет. По большому счету те мои отчеты не о том, как учить кизомбе, а о том, как чувствует себя начинающий препод. Чего боится, к чему стремится и какие ошибки совершает. Мои отчеты учат не тому, как преподавать кизомбу, а тому, как не надо бояться начать преподавать кизомбу;)

Получая каждое новое сообщение из нового города или студии, я радуюсь, что мой эмоциональный эксгибиоционизм помог кому-то еще преодолеть все эти страхи начинающего.

Однако те мои отчеты обрываются после трех десятков статей, описывая лишь мои первые шаги на поприще преподавания. Порой в личку меня спрашивают о том, как я сейчас преподаю или даже просят прислать мою нынешнюю методику преподавания, со всеми внесенными в нее правками и комментариями. Но я не мог сделать это по той причине, что перестал записывать методику в файл. Сейчас намереваюсь исправиться.

Признаюсь честно, сейчас, перечитывая те свои отчеты я лишь снисходительно улыбаюсь: «Ах, какой я был молодой и наивный!» И пускай тогда я считал себя крутым кизомбистом и недурственным преподом… Надеюсь еще через год-другой я с такой же снисходительной улыбкой прочитаю эту статью с высоты большего опыта. А пока я решил поделиться с вами тем, что есть.

Я постараюсь честно признаться в своих ошибках, а не только расхваливать себя (сам себя не похвалишь — никто не похвалит). Ведь умные учатся на чужих ошибках — вот и учитесь на моих;)

Как я готовился преподавать кизомбу и в чем ошибался

Когда я только готовился преподавать кизомбу, то считал, что успех или провал моей затеи во многом зависит от того, смогу ли я распределить весь материал занятий по нарастающей от простого к сложному. Я выписал все темы первой полусотни уроков в файл и часами перетасовывал пункты списка с целью найти оптимальную последовательность подачи материала.

Я искренне верил, что если я не ошибусь и найду «тот самый порядок» шагов, фигур и тем, то все мои ученики очень скоро начнут круто-круто танцевать кизомбу. В первую очередь я полагался на свой опыт, а также советовался с более опытными товарищами (Ромарик Нзомвита оказывал неоценимую помощь в подготовке), и анализировал доступную мне информацию о занятиях других преподов.

К моменту проведения моего первого урока по кизомбе, у меня в кармане лежала распечатка тщательно выверенного списка, начало которого я заучил наизусть, чтобы не сверяться с планом при учениках.

Забегая вперед скажу, что я ошибался трижды.

Во-первых, понятия простоты и сложности одних и тех же штук для разных танцоров различны. Как бы я не вылизывал список, он все равно справедлив не для всех. Ученики индивидуальны и в групповом занятии не угодишь каждому. Если и можно составить список тем от простого к сложному, то для каждого (!) человека он будет свой. Максимум, что может препод — ориентироваться на среднеквадратичное отклонение от математического ожидания большинство.

Во-вторых, монотонное и непрерывное нарастание сложности материала подходит только роботам, и то не тем, реальным роботам, о которых я до сих пор пишу диссер, а тем, о которых пишут авторы научпопа. Реальные живые люди в группе испытывают спады интереса и подъемы настроения. Можно сказать что активность группы пульсирует.

То на протяжении нескольких занятий ученики радуют тебя своими успехами, жрут материал, как не в себя и заставляют тебя чувствовать себя мега-преподом. А вот уже пошел спад. Они косячат в базе, танцуют какую-то ерунду и ты рвешь на себе волосы и не можешь поверить, что на прошлой неделе выдавал им сложный материал.

При такой пульсации выдавать материал постепенно, размеренно и непрерывно — грубая ошибка. Гораздо эффективнее поймать ритм группы, войти с ним в резонанс и гармонировать. Видишь что народ вяленько танцует — давай что-то простое и незатейливое, позволяй больше танцевать и расслабляться, а не гноби замечаниями. А если в группе подъем — используй его на максимум, чтобы вывалить все корректировки, сложные фигуры и тонкие материи.

Ну и наконец в-третьих. Шаги, фигуры и даже пластика — это вовсе не кизомба. Это даже не половина кизомбы. Это лишь видимость кизомбы. Иллюзия. Миф. Притворство. Можно научить человека шагам и фигурам, объяснить как обыгрывать музыку, передать все базовые знания по положениям рук/ног и прочих частей тела, и он будет что-то там такое делать вроде бы внешне правильное, но кизомбы как таковой не будет.

Этакое детище Франкенштейна: танец, который собран из кусков танца, но в который так и не вдохнули душу.

Для того, чтобы ученики танцевали именно кизомбу, а не ее подобие, преподавателю приходится очень много работать. Объяснять, показывать, вдохновлять. Личным примером, видеодемонстрациями, песнями у костра и плясками с бубном. Оживить мертвый танец — это шаманство. Магия кизомбы и все дела.

Одними шагами и фигурами тут не поможешь. Вместо перечня тем, нужна большая книга заклинаний;)

Как я преподаю кизомбу сейчас

Я не буду подробно расписывать все метаморфозы моего педагогического подхода. Сразу перейду к той концепции, которой я придерживаюсь сейчас. Я выделяю несколько глобальных составляющих танца:

  • База. Это пластика обычных шагов. Умение попадать в ритм. Умение стоять в паре. Двигаться в паре (хотя бы просто вперед и назад).
  • Механика танца:
    • Шаги и фигуры. Различные варианты положения в паре. Взаимодействие в паре. Основы музыкальности.
    • Сложные фигуры, обыгрывание сложной музыки. Сложная механика танца. Трюки, поддержки (и то, почему не следует ими злоупотреблять), финты и фишки.
  • Магия кизомбы — то, что делает этот танец таким чарующим. Тут речь не о фигурах, шагах, движениях, а об отношениях внутри  пары. Об отношении танцоров к танцу и к друг другу.

Три темы. Вторую я разбил на две — уж слишком много материала в ней. Они написаны в порядке возрастания сложности. Но сейчас я уже не придерживаюсь такой строгой последовательности. Я переплетаю эти темы одну за другой.

Конечно начинашкам даю базу и ничего кроме. Но как только у них начинает получаться, добавляю простенькие шаги. Научились минимуму шагов в таком исполнении, чтобы у препода кровь из глаз не шла при просмотре — и уже начинаем говорить о магии. Ведь на базовых шагах тоже можно поколдовать с ритмом. А уж отношения к танцу и к партнеру/партнерше вообще нужно прививать с «детства».

Чем дальше развивается группа, чем круче танцуют ребята и девчата, тем больше внимания я уделяю второй и третей теме, реже касаясь первой. А в случае косяков, отправляю на принудительное лечение в младшую группу. Впрочем… в младшую группу я отправляю всех, включая себя;)

База кизомбы

Я уже много писал о значении базы. Не хочу все это повторять. Я знаю, как скучно новичкам учить то, что на их взгляд (!) у них уже получается. Я знаю, как они рвутся к сложным фигурам, которые видят у старших товарищей. И я знаю, как вредно поспешить и перейти к ним раньше времени. Силой держу их на базе до тех пор, пока не сорвутся с цепи и не ломанут в саиду;)

Механика кизомбы

Когда у учеников есть база, объяснять механику очень легко. Все фигуры кизомбы так или иначе основываются на базовых элементах. Так что тут все сводится к тому, чтобы рассказать о последовательности движений. Ничего сложного. Простая рутина.

Нужно дать ребятам время попрактиковаться и вот они уже знают фигову тонну фигур.

Обратная сторона медали — если кто-то упустил базовую часть подготовки и рвется учить фигуры, то каждая из них будет даваться с большим трудом, потом и кровью.

Сложные фигуры

Я называю это: «Они к этому готовы». Если группа готова к какой-то даже очень сложной фигуре, то выучить ее можно за пол занятия. А если не готова — можно убить себе половину нервной системы и разочаровать учеников (они будут выходить с занятия с опущенными руками и мыслями: «Я ни на что не годен в кизомбе). Вот в подаче сложных фигур я по прежнему придерживаюсь правила «От простого к сложному» без отклонений, колебаний и прочих обходных путей.

Тысячу раз бывало, что какую-то фигуру, трюк или финт я сам учил долго и мучительно. Ошибался, поправлялся, снова старался. И вот выучил. Радуюсь. Думаю: «Ну на месяц работы для старшей группы!» Прихожу на занятие, объясняю, показываю, а эти, сволочи молодцы, берут и делают!

Берут вот так прям с ходу и делают!

Конечно тут бы мне порадоваться за то, какой я понятный препод. Но, признаюсь, зло берет: «Что со мной не так? Почему я сам это учил так долго?!»

Tarraxinha & Semba

Я знаю, что во многих студиях таращу дают тогда, когда ученики «дорастут» до нее. А семба вообще много где считается элементом не обязательным и преподается лишь для самых увлеченных. Я тоже так когда-то думал, но сейчас стараюсь давать простенькие элементы и того и другого едва ли не со второго-пятого занятий.

Что касается таращи, то я все больше склоняюсь к тому, что современную кизомбу невозможно преподавать и танцевать без таращи. Да, начать таращить ученикам тяжело. Это переломный момент. Но чем раньше он произойдет, тем круче будет их танец в дальнейшем.

Разделение на группы

В силу моей занятости на основной работе и прочих проектах, семейных делах, учебе и т.д. и т.п., я физически не могу впихнуть в свое расписание больше двух групп по кизомбе. В последнее время я даже отказался от своего участия в преподавании сальсы и бачаты в нашей любимой студии. Но невзирая на то, что групп у меня не больше двух, я разделяю группы на три типа по уровню сложности: младшая, средняя и старшая. Поэтому обычно у меня есть лишь два из трех:

  • только младшая и средняя,
  • только средняя и старшая
  • или только младшая и старшая.

Я считаю группу младшей до тех пор, пока в ней не начнут делать женскую саиду. И меня не смущает, что порой в младшей группе мы говорим о музыкальности, тараще (!), и прочей магии. Нет женской саиды — вы новички.

Перевалив рубеж женской саиды, группу я считаю средней. До тех пор, пока я не начну ими гордиться и не перестану фейспалмить. Ну вот так сидишь на вечеринке, смотришь на танцпол и хочется убиться об стену.. значит еще средняя. А как только сердце обливается мёдом: «А ведь это мои ученики шпарят» — значит уже старшая.

Новые наборы я провожу редко. Не потому, что их нужно редко проводить, а потому что некогда. Да и работать с опытными танцорами и говорить о сложных вещах мне легче и интереснее, чем снова объяснять, чем Танец отличается от физкультуры.

Разные требования и рамки для разного уровня

В младших группах я даю очень много готовых паттернов: последовательности шагов и ритмических рисунков. Заготовки, шаблоны. Вплоть до того, где держать руку и куда ставить ногу. Новичкам нужно иметь готовые варианты. И их импровизация заключается в поиске подходящей под трек и настроение последовательности этих шаблонов. Даже смены партнеров и партнерш на занятиях происходят по кругу, чтобы не забивать мозг учеников лишними схемами.

В средней группе я добавляю вольностей. Здесь уже можно поговорить о том, как из одной связки сделать 10-20 вариаций. Как одни и те же фигуры и шаги изменять под настроение и характер танца. Мы все дальше уходим от использования шаблонов и все ближе подходим к созданию своего собственного подхода, стиля и манеры.

В старшей группе я требую от людей не делать того, что требовал от них в младшей — меньше готовых фигур и схем. Меньше того, что делается бездумно и по привычке.

  • Завершаешь женскую саиду синкопированным поворотом? Да, это круто, а теперь не делай так. Научился не делать? Теперь ты можешь и делать и не делать на свое усмотрение — ты стал круче.
  • Привык делать ту или иную фигуру/схему? Научись оборвать ее в определенном месте и естественным образом перейти во что-то другое. А теперь научись оборвать ее в другом месте. И еще в другом.

К ученикам старшей группы у меня высокие требования. Теперь я жду, что они будут не только старательно исправлять сделанные мною замечания, но сами находить свои ошибки и исправлять их. Ведь теперь они уже достаточно кизомбисты, чтобы не говорить «Мне удобно делать так, значит так правильно». Теперь они нутром чувствуют, что правильно в кизомбе, а что не очень. И заметив это «не очень» в своем танце, могут исправить.

Часто в старших группах я разрешаю делать то, что запрещал в младших, и добавляю: «Только не говорите об этом малышам». К примеру то самое пресловутое положение рук в паре, о правильности которого сломано не мало копий. Начинашкам я даю готовые вариации, проверенные многими кизомберо. А старших учу не держать руки всегда в одной из заученных схем только потому, что их так учили (я же и учил), а экспериментировать и искать свой стиль.

«Не делайте так только потому, что я вам так сказал делать» — вот мой призыв для старшей группы. Они должны уже понимать что как и почему. И почему именно так.

Экспериментировать — не значит всегда преуспевать. Если вы боитесь ошибок — танцуйте проверенные схемы. Эксперименты гораздо чаще терпят неудачу, чем успех. Но только тот танцор, кто находит в себе силы пробовать — может найти что-то действительно особенное.

Говорить на языке кизомбы

«We speak kizomba» — девиз фестиваля «Кизомба-Нашествие» и я целиком разделяю его.

Начиная с первого занятия в каждом следующем наборе и на протяжении всего обучения я повторяю ученикам, что кизомба — это язык общения. Не движения, не верчение попой. Это язык. Нужно учить его слова, фразы. Учиться ими выражать свои мысли, а не только повторять услышанные где-то на фестивале или мастер-классе.

Ведение и следование в кизомбе (а впрочем, не только в кизомбе) — это не то, под каким углом повернуть рамку относительно туловища и с какой угловой скоростью совершать поворот. Ведение — это то, что мы говорим партнерше. А ее «женский стиль» — это то, как она нам отвечает. И если мы будем разговаривать вдвоем — это будет кизомба. А если будем молча поворачиваться на нужные углы — это будет безжизненная механика.

Развивать любовь к музыке

На эту тему я уже писал развернутый отчет.

Зажечь и поддерживать огонь

Я видел, как хореограф русских народных танцев орал на своих детей-учеников: «Да что вы стоите, как сонные мухи?!». Я видел, как препод бальных танцев муштровал своих подопечных так, что мой ротный капитан выглядел бы на его фоне милашкой, а злобный прапорщик, заставлявший нас-курсантов чеканить шаг на плацу под дробь барабана и его матюков — от зависти съел бы свою фуражку.

Но я ни разу не видел ничего даже отдаленно подобного в социальных танцах. Соушал держится не на крике препода, а на том, что ученики сами горят желанием учиться.

Однако не стоит рассчитывать, что люди сами собой разгорятся желанием учить кизомбу всерьез. Да, поглядев на вечеринке или YouTube, как танцуют умеющие танцоры, многим хочется придти на занятие. Но, ощутив первые трудности, запал быстро проходит. Если препод не будет поддерживать в учениках огонь, то вся его практика сведется к регулярным новым наборам без ощутимого продвижения вперед.

Летом я неоднократно проводил кизомба-вылазки: собирал самых заядлых активистов кизомбы, мы выезжали в парки или на природу, или наоборот на заброшенный завод — в общем в нетипичное для кизомбе место и танцевали там, снимая друг друга на видео. Такие вылазки сильно запоминаются всем участникам, а сохранившиеся видео-ролики потом напоминают долгими зимними вечерами.

На вечеринках я стараюсь танцевать не только с любимыми крутыми партнершами, но и с новичками. И прошу опытных учеников и учениц по возможности вытаскивать новичков. Я в добровольно-принудительном порядке отправляю старшую группу на занятия к малышам (не по возрасту, разумеется, а по опыту), так как в паре с опытным человеком учиться проще и проще почувствовать то, что уже не позволит никогда позабыть о кизомбе.

Создавать культуру соушала, а не показывать движения

«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент-Экзюпери

Мало разжечь интерес к кизомбе. Необходимо формировать культуру поведения на танцполе. Ведь как бы сильно ученику не хотелось танцевать кизомбу, если его постоянно будут толкать на вечеринке, волшебства танца он не ощутит.

Как бы не заглядывался он на крутых кизомбер, если в ответ на приглашение услышит презрительные нотки — вряд ли сохранит к ним прежнее благоговение.

Взявшись преподавать кизомбу в своем городе, нам стоит брать ответственность за атмосферу на кизомба-занятиях и кизомба-танцполах. Кто-то кому-то нахамил, обидел, фыркнул, наступил на ногу — виноват препод.

На занятиях, особенно в младших группах, я часто обсуждаю такие темы, как поведение на танцполе. Пресловутое правило: «Извинись, даже если толкнули тебя, а не ты». Заставляю парней следить за обстановкой. Приучаю к мысли, что даже самая крутая фигура не порадует партнершу, если ты сделал ее, когда она была не готова.

А уж о приглашениях на танец, отказах и прочем этикете я и на блог пишу и на уроках твержу без устали.

Когда на вечеринке в Таганроге меня толкают, я чувствую свою вину. А если при этом еще и не извиняются — я посыпаю голову пеплом… и на следующем занятии устраиваю разнос.

Конечно, это не только моя заслуга, а результат работы всех местных преподов, но в последнее время в Таганроге меня все реже толкают и все чаще извиняются.

Как сделать свой танец остохренительным?

Буквально вчера я анонсировал очередное занятие старшей группы: «Как сделать свой танец остохренительным?»

Увидев такую тему, ребята засыпали меня сообщениями: «Интересно, что ж ты нам приготовил?» и все дружно явились на занятие. Такой стопроцентной явки давно не было. Это начинашки ходят без прогулов, а опытные считают, что от пары пропусков от них не убудет и часто отвлекаются на другие дела. Но вчера пришли все. А также несколько человек из младшей группы. В зале теснотища.

Без ложной скромности скажу, что занятие прошло на ура. Танец в конце занятия был во сто крат круче, чем первый танец после разминки. А между ними было много разговоров о том, как же сделать свой танец кайфовым, а не механическим. Чем танцоры отличаются от роботов, и прочее и прочее.

Вот пример одного из таких монологов:

— Все знают, что танец должен быть разнообразным. Но если вы что-то хорошее и даже очень круто делаете постоянно — то всякое постоянство ведет к однообразию. Если вы постоянно вываливаете на партнершу все новые и новые фигуры — вы однообразны в этом. Она уже заранее знает: «Ну сейчас еще новых фигур насыпет» — вы предсказуемы, и потому скучны.

Любая крайность вредит танцу. Делать одно и то же скучно. Делать все время разное — тоже.

Ну и еще пример о более возвышенных и отвлеченных вещах:

— Парни, прекратите в кизомбе думать. Вот эти ваши мысли в глазах — они все портят. «Как бы обыграть музыку?» «Какую фигуру сделать следующей?» «А ей со мной интересно?» «Надо бы крыло у машины покрасить» — или о чем вы там еще думаете! Выбросьте это все из головы! Научитесь танцевать не думая. Позвольте вашему сердцу управлять танцем! Ну-ка я сейчас включу музыку, и вы попробуете танцевать не думая. И не смейте весь трек думать о том, что я вам сейча сказал. Не думайте о том, думаете вы во время трека или нет!

После занятия меня засыпали благодарностями. Их горящие глаза говорили даже больше, чем слова. «Представляю, какую титаническую подготовку ты провел перед этим занятием» — сказала мне одна девочка (имея за плечами опыт преподавания реггетона она знает, каково это — устроить занятие).

Мне было стыдно признаться, но подготовки я не проводил. Разве что выбрал крутые, но музыкально сложные треки. В остальном план занятия в моей голове был такой:

«Провести типовую разминку, поставить их танцевать. Посмотреть, что мешает их танцу быть остохренительным, а затем это исправлять до победного конца».

Не слишком подробный и детальный план, правда? Однако это работает. Работает, если до этого было много работы над базой и над механикой фигур. Работает, если ученики готовы слушать то, что ты хочешь сказать,а ты сам готов им это говорить. И если при мысли о кизомбе твои глаза горят — то загорятся и глаза твоих учеников.

Партнерша, ассистентка, ученица — с кем стоять в паре во время занятий?

Отвлекусь от своих философских размышлений на тему кизомбы и снова поговорю о злободневных для препода вопросах. А именно — с кем преподавать.

На первом этапе этот вопрос для меня не стоял. Мы с Александрой Бельцевой вместе ездили учиться в Ростов. Вместе начинали проводить занятия. Ученицы в то время еще ничего толком не умели. Мы работали в паре с Сашей и о других вариантах даже не думали.

Но потом жизнь сложилась так, что студия разрасталась, Саша больше осталась вовлечена в сальсу, бачату и свой коронный реггетон. А в кизомбе мне все чаще пришлось проводить занятия в одиночку.

Партые танцы и «в одиночку» — это полная фигня. Я стал подключать своих учениц к процессу демонстрации новых фигур и нового материала. Кого-то удавалось поймать до занятия и чуток подготовить. С кем-то импровизировал. Мне приходилось вкладывать все свое умение вести партнершу для того, чтобы мы не налажали на демонстрации.

Я знаю, что девочки следили за тем, когда и с кем я показываю новое. Каждая чуток гордилась, когда я брал в пару ее. И злилась, если не ее. Я эти настроения понимал, ловил и нещадно ими манипулировал, заставляя девочек больше стараться;)

Сложнее всего было с таращей. Ведь мне нужно было показать и девочкам. Тогда мне сильно помог Ромарик. Не только тем, что объяснял механику таращи, но и тем, что поддержал: «Партнеру нужно знать женскую партию — это поможет лучше вести девочку.» Пришлось выучить)))

Разумеется, это был переходный вариант. Мужчин должен учить мужчина, девушек — девушка. Но до сих пор я иногда троллю девчонок тем, что могу с ходу повторить какой нибудь из их финтов;)

Впрочем такое положение вещей длилось не долго. Со временем из группы я выделил одну девочку, которая горела кизомбой сильнее других (и порой мне кажется — сильнее меня, если такое вообще возможно) и стал потихонечку готовить ее на роль ассистентки. Мы много болтали о кизомбе, занимались в зоне отдыха студии до занятия и после. Разбирали видосы.

Я учил ее многому, а она, сама того не замечая, многому учила меня. На занятиях я все чаще стал показывать новое с ней. Но долго еще не признавался ей, что она мне ассистирует, ибо боялся пагубного зазнайства. Всем известно, что «звездная болезнь» нещадно косит ряды танцоров. И пусть тот, у кого ни разу не проявлялось ни единого симптома этого заболевания первым бросит в меня камень;););)

Впрочем, как говаривал Максут Кумашев на Кизомба-Нашествии: «Танцпол все расставит по своим местам». Я не называл Таню ассистенткой или тем более преподом, но все в студии стали относиться к ней, как к таковой. Ученики прекрасно видят, кто как танцует, и мне не пришлось ничего объяснять.

Когда в один не прекрасный день ни я, ни Саша, не смогли придти на занятие, Таня провела его сама и группа осталась довольна.

К чему я все это рассказываю? К тому, что вполне возможно преподавать кизомбу в одиночку. Да, есть девочки, которые преподают и за партнера (Настя Синева, ты это читаешь?) Есть и мальчики, которые могут показать движения «Женского стиля». Но все же, для нормального преподавания парного танца нужны двое. И если второго нет под рукой — нужно его воспитать.

С другой стороны, полезно время от времени позволять ученикам и ученицам примерять на себя роль ассистента или даже препода, чтобы добавлять им уверенности в своих силах и стимулировать дальнейший технический рост. Как пример: проведение разминки запросто можно отдавать на откуп ученикам старшей или даже средней группы.

Иногда я прикалываюсь и беру в пару для демонстрации и объяснения совсем новую девочку. У той, конечно, шок: «Как это так, на мне будут что-то показывать. я же ничего не умею!» Но девочкам и на вечеринках приходится порой испытывать шок, когда их приглашает заведомо популярный партнер да и вообще нужно танцевать на глазах у всех. А парням это всегда немой урок: «Не жалуйся, что твоя партнерша плохо ведется. Это ты плохо ее ведешь»

Заключение и выводы

За полтора года преподавания я прошел долгий путь. Многому научился. Я увидел кизомбу с новой высоты и увидел в ней большее, чем видел прежде. Я очень хочу верить, что это только начало, и что в ближайшем будущем я смогу разглядеть в ней еще больше. И еще больше показать своим ученикам.

Сейчас мне безумно приятно слышать комплименты в адрес моих учеников от кизомбистов из других городов. Мое сердце танцует, когда преподы других направлений говорят: «На вечеринке когда играет кизомба, у народа загораются глаза!»

Сейчас у меня проходит очередной набор в новую группу. И я знаю, что буду учить новичков не так, как учил их предшественников.

Я знаю, что не всегда вел учеников по оптимальному маршруту (в первом наборе синкопированный поворот я давал еще до саиды, а с таращей тянул до последнего). И я отдаю себе отчет в том, что даже сейчас не узнал, где же пролегает этот самый оптимальный путь. Но когда я вижу танцпол на вечеринке во время кизомбы, я радуюсь, ведь вместе с учениками мы прошли по извилистым дорожками и пришли к познанию магии кизомбы.

Донат, специально для
www.Salsa-Tagano.ru

Понравилось? Расскажи друзьям!
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Блог Я.ру
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru

Полтора года преподавания кизомбы: промежуточные итоги: 10 комментариев

  1. Именно! Магия кизомбы)
    Я писала об ощущениях внутри пары, а совсем забыла о том, что ты тоже входишь с нами во взаимодействие незримое порою) Что наши тренировки это просто буря энергии и эмоций на одной волне!
    Спасибо тебе!

    • Спасибо! Новый термин входит в оборот:
      — Каков твой вклад в развитие кизомбы?
      — Я ввел термин «остохренительность» ;););)

  2. Донат как всегда крут в описаниях.

    Слово «остохренительный» думаю это новое слово русского языка или ангольского :-), придуманное Донатом.
    Фраза «Не думайте о том, думаете вы во время трека или нет!» зачетна :-)))

    Донат, пора тебе уже писать диссертацию или выпустить книгу, посвященную кизомбе, где будут советы для

    новичков и для преподов.

    Очень же хорошая книга, например, получилась по хастлу «Хастл. Танцы большого города» Екатерины

    Бирюковой. Хотелось бы такую же, но по кизомбе, с комментариями известных преподов по кизомбе.

    Информации для книги и опыта в преподавании и на вечеринках у тебя более, чем достаточно.

    «Партые танцы и “в одиночку” – это полная фигня». В точку !!!

    Хороший подход “Партнеру нужно знать женскую партию – это поможет лучше вести девочку.” Думаю редко,

    где этому учат. Было интересно на занятии по кизомбе в нашей студии, когда мы поменялись ролями. Было

    трудно понимать ведение от партнерши, и я все удивляюсь как они умудряются нас понимать :-).

    А парням это всегда немой урок: “Не жалуйся, что твоя партнерша плохо ведется. Это ты плохо ее ведешь”

    — очень хорошо сказано.

    Успехов тебе, Донат, в преподавании и понимании кизомбы и открытии кизомбы для всех нас !!!
    Твои статьи всегда интересны и эмоциональны ! Так держать !!!

    P.S. Светлане Вольной тоже большой респект !!! Тоже интересно читать про ощущения, эмоции во время

    танца.

    Очень точно сказала Светлана в своей 1ой статье «Оранжевые танцы».

    «Мне нравится то, как люди с помощью языка танцев понимают друг друга без слов, ведь слова это так

    примитивно. Вечеринка оставила неизгладимое впечатление и подняла волну позитива и иного взгляда на

    мир. Мир, где люди приветливы, чувственны, не жестоки и открыты. Это так непривычно…»

    Этим то и привлекают сами вечеринки 🙂

  3. Уведомление: Saratov Kizomba Weekend V: FRENCH KISS | Salsa-Tagano.ru

  4. Уведомление: Dança Kuduro – новая танцевальная студия в Таганроге | Salsa-Tagano.ru

  5. Уведомление: Кизомба с Донатом в Ростове-на-Дону: занятие первое 16 октября 2015 | Salsa-Tagano.ru

  6. Уведомление: Kizomba Awards ЮФО за 2015 год в Ростове-на-Дону | Salsa-Tagano.ru

  7. Уведомление: Четыре года в кизомбе: ощущения и размышления | Salsa-Tagano.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*